ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04 февраля 2002 года N 30
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ НА 2002-2004 ГОДЫ
{Акт утратил силу: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 04.03.2005 года № 59 }
{Акт утратил силу: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 04.03.2005 года N 59}
{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Республики Марий Эл от 9.04.2003 года N 100}
Учитывая существенное значение роли личных подсобных хозяйств в сельскохозяйственном производстве и в социально-экономическом развитии Республики Марий Эл, необходимость создания условий для социального развития села и повышения уровня жизни сельского населения, Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. У твердить прилагаемую республиканскую программу развития личных подсобных хозяйств на 2002-2004 годы.
2. Министерству финансов Республики Марий Эл предусмотреть начиная с 2002 года выделение целевых средств на реализацию указанной программы по статье "Сельскохозяйственное производство" в соответствии с бюджетной заявкой Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления районов Республики Марий Эл разработать и реализовать мероприятия по развитию личных подсобных хозяйств соответствующих муниципальных образований.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на службу Первого заместителя Главы Правительства Республики Марий Эл Егошина А.Я.
Глава Правительства Республики Марий Эл Л. Маркелов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 февраля 2002 г. N 30
ПАСПОРТ
Наименование Программы | - республиканская программа развития личных подсобных хозяйств на 2002-2004 годы (далее именуется -Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы | - постановление совместной коллегии Министерства экономики и промышленности Республики Марий Эл и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от 27 сентября 2001 г. |
Государственный | - Правительство Республики Марий Эл |
Основные разработчики | - Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, сельскохозяйст-венный кредитный кооператив "Фермер-Кредит" |
Сроки реализации Программы | - 2002-2004 годы |
Объемы | на период реализации Программы предусматривается выделение средств из республиканского бюджета Республики Марий Эл в объеме 5 млн.рублей |
Источники | - средства, выделяемые из республиканского бюджета Республики Марий Эл на государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей за реализован-ную продукцию животноводства внутри республики; |
Важнейшие целевые | - к 2004 году за счет развития личных подсобных хозяйств производство валовой продукции сельского хозяйства вырастет в 1,2 раза, в том числе доля товарной продукции личных подсобных хозяйств увеличится в 1,5 раза |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - повышение уровня жизни сельского населения за счет развития личных подсобных хозяйств, эффективного использования земельных, финансовых и трудовых ресурсов |
Контроль за реализацией Программы | - Министерство сельского хозяйства и продовол ьствия Республики Марий Эл, Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл, органы местного самоуправления |
{паспорт Программы в редакции: постановления Правительства Республики Марий Эл от 9.04.2003 года N 100}
Настоящая Программа разработана в соответствии с Программой экономического и социального развития Республики Марий Эл на 2002-2004 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18 июня 2001 г. N 222, Посланием Президента Республики Марий Эл Государственному Собранию Республики Марий Эл, т у ^постановлением совместной коллегии Министерства экономики и промышленности Республики Марий Эл и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от 27 сентября 2001 г.
Программа основывается на положениях Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю", других нормативно - правовых актах.
В современных условиях все большее развитие у сельских жителей приобретает интерес к расширению личных подсобных хозяйств.
В Республике Марий Эл в настоящее время насчитывается 130,9 тыс. личных подсобных хозяйств, служебных наделов рабочих, служащих и других граждан, за которыми закреплено 44,3 тыс. га сельхозугодий (в среднем на один двор приходится 0,34 га земли).
Коллективные сады имеют 88,6 тыс. семей, занимаемая площадь коллективных садов составляет 6,8 тыс.га. Коллективными огородами пользуются 26,8 тыс. семей на площади 2,5 тыс.га. Таким образом, в республике приусадебные участки, коллективные сады и огороды, а также арендуемые земли имеют 246,3 тыс. семей на площади 53,6 тыс.га сельскохозяйственных угодий. У населения республики имеется 35,8 тыс. пчелосемей.
В 2000 году на долю хозяйств населения приходилось 90 процентов произведенного в республике картофеля, 78 процентов-овощей, 50 процентов - мяса, 56 процентов - молока, 24 процента -яиц, 98 процентов - шерсти.
В целом удельный вес продукции личных подсобных хозяйств в общем объеме производства продукции сельского хозяйства республики в фактических ценах составляет 65 процентов, в том числе продукции растениеводства -70 процентов, продукции животноводства-59 процентов.
Вместе с тем развитие производства продукции сельского хозяйства в личных подсобных хозяйствах в большей степени зависит от решения многих организационно - правовых, земельных, материально - технических, социальных и других вопросов.
Несмотря на значительный рост земельных фондов, выделяемых населению в личную собственность, по-прежнему высоким остается удельный вес личных подсобных хозяйств, не имеющих поголовья животных и птицы. Это объясняется повышенной трудоемкостью работ, отсутствием средств малой механизации, большой долей ручного труда при обработке земли, заготовке кормов и уходе за животными, постоянным повышением цен на энергоносители, сельскохозяйственную технику, оборудование, а личные подсобные хозяйства из-за трудного финансового положения лишены возможности их приобретения,
Также серьезной проблемой в развитии личных подсобных хозяйств является несовершенство заготовительной системы, сложности со сбытом продукции, нормативно - правовое обеспечение, социально - правовой статус владельцев личного подсобного хозяйства, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства как основной или дополнительный вид хозяйственной или трудовой деятельности.
Сложившееся положение требует комплексного решения вопросов развития личных подсобных хозяйств, усиления государственной поддержки данного сектора экономики. Учитывая многофакторность, социальную и политическую значимость сложившихся проблем, наиболее полное, последовательное их решение требует программно - целевого подхода, т.е. разработки среднесрочной программы с последующей корректировкой основных программных мероприятий с учетом изменяющихся условий, результатов функционирования личного подсобного хозяйства как субъектов системы социально - экономических отношений в Республике Марий Эл.
Основные показатели, характеризующие состояние и уровень развития личных подсобных хозяйств в Республике Марий Эл, изложены в приложении N 1 к Программе (таблицы 1-7).
Основная цель Программы - повышение уровня жизни сельских жителей за счет создания условий для устойчивого развития личных подсобных хозяйств Республики Марий Эл.
Задачами Программы являются:
увеличение доходов сельских жителей за счет повышения товарности произведенной ими сельскохозяйственной продукции;
сокращение сельской безработицы;
обеспечение занятости населения;
улучшение демографической ситуации на селе;
увеличение уровня товарности продукции личных подсобных хозяйств;
создание механизмов государственной поддержки и инфраструктуры обеспечения развития мелкотоварного производства на базе личных подсобных хозяйств граждан.
Для решения поставленных задач необходимо:
разработка и реализация правовых и финансовых механизмов функционирования личных подсобных хозяйств, их взаимоотношений с органами местного самоуправления, сельскохозяйственными организациями, предприятиями агросервиса и переработки;
определение механизмов организационного обеспечения, ветеринарного и зоотехнического обслуживания, снабжения семенами, племенным молодняком;
формирование системы взаимного и (или) кооперативного кредитования, страхования, а также механизма денежного (товарного) авансирования закупаемой сельскохозяйственной продукции и иных расчетных и финансовых структур;
создание и развитие информационно - консультационной службы и научно-методического обеспечения организации и ведения личных подсобных хозяйств.
Перечень первоочередных программных мероприятий изложен в приложении N 2 к Программе.
В целях создания нормативно - правовой базы для реализации Программы Правительство Республики Марий Эл с участием заинтересованных министерств и ведомств обеспечивает разработку и принятие постановлений, подготовку и внесение в установленном порядке в Государственное Собрание Республики Марий Эл законопроектов и других нормативных актов, не противоречащих федеральным законам и нормативно - правовым актам Российской Федерации.
К основным принципам создания нормативно - правовой базы относятся:
осуществление мер государственной поддержки в рамках реализации Программы;
создание системы гарантий, мер социальной защиты владельцев личных подсобных хозяйств;
всесторонняя защита законных прав и интересов владельцев личных подсобных хозяйств;
формирование рыночных механизмов учета, оценки и оборота земли, имущества и продукции личных подсобных хозяйств.
Система нормативно - правового регулирования развития личных подсобных хозяйств должна включать в себя действующие законодательные акты и нормативно - правовые документы Российской Федерации, Республики Марий Эл, а также конкретные типовые положения, инструкции, договоры, связанные с осуществлением конкретных сделок и видов деятельности в рамках Программы,
В целях получения ожидаемых результатов реализации Программы - повышение эффективности использования земельных, природных и трудовых ресурсов на селе, увеличение земельных площадей личных подсобных хозяйств - предусматривается усиление контроля за использованием земель по целевому назначению, решение вопросов учета прав собственности на земли и иное имущество, природные ресурсы, определение правового статуса собственников земельных паев- владельцев (собственников) личных подсобных хозяйств.
Система финансово - кредитного и инвестиционного обеспечения личных подсобных хозяйств ориентирована на создание условий для развития и укрепления их материально - технической базы, производственной и социальной инфраструктуры, повышение эффективности и доходности производства, закупки, переработки и реализации продукции личных подсобных хозяйств.
Взаимоотношения при сдаче и закупке сельскохозяйственной продукции регулируются на основании действующего законодательства и договоренности между сторонами.
В Программе предусмотрено использование средств местных бюджетов, перерабатывающих предприятий и предприятий потребительской кооперации для организации работы приемных пунктов сельскохозяйственной продукции личных подсобных хозяйств.
Программа включает в себя мероприятия по развитию ипотечного кредитования владельцев личных подсобных хозяйств.
В Программе предусмотрено финансирование владельцев личных подсобных хозяйств через кредиты банков, кредитных кооперативов и иных кредитных организаций.
Кредиты предоставляются в виде краткосрочного и среднесрочного кредитования на производство растениеводческой и животноводческой продукции, комплексное (проектное) кредитование производства товарной продукции, кредитование совокупных потребностей хозяйства, потребительское кредитование владельцев личных подсобных хозяйств, кредитование жилищного строительства, кредитование социально-сервисных мероприятий (телефонизация, газификация, водоснабжение, образовательные и оздоровительные услуги и т.д.).
Заемщиками кредитных средств могут также потребительские кредитные кооперативы при использования полученных ресурсов на цели кредитования владельцев личных подсобных хозяйств.
Главам муниципальных образований республики рекомендуется ежегодно в муниципальных бюджетах формировать сумму на софинансирование заемщиков личных подсобных хозяйств (гарантийные фонды).
{раздел 3 в редакции: постановления Правительства Республики Марий Эл от 9.04.2003 года N 100}
(млн.рублей) | ||
Источники финансирования | 2003 г. | 2004 г. |
1 . Собст венные средства владельцев личных подсобных хозяйств | 55,0 | 60,0 |
2. Республиканский бюджет Республики Марий Эл в том числе: | 2,0 | 3,0 |
на возмещение затрат по искусственному осеменению коров владельцам личных подсобных хозяйств | 1,0 | 1,0 |
субсидирование разницы процентных ставок по кредитам | 1,0 | 1,5 |
возмещение части страховых взносов при страховании | 0,5 | |
3. Бюджеты муниципальных образований | 1,0 | 1,5 |
4. Кредиты банков, кредитных кооперативов и иных кредитных организаций | 5,0 | 5,5 |
5. Другие источники | 1,0 | 1,5 |
Всего | 64 | 71,5"; |
{таблица в редакции: постановления Правительства Республики Марий Эл от 9.04.2003 года N 100}
В целях обеспечения личных подсобных хозяйств информацией и предоставления консультационных услуг в республике необходимо создать единую сеть информационно - консультационной службы.