Настоящий норматив устанавливает потребность в компенсациях (субсидиях) на оплату жилищно-коммунальных услуг для низкооплачиваемых категорий граждан и рассчитывается исходя из величины максимально допустимой доли расходов (в процентах от совокупного дохода семьи или прожиточного минимума). Рекомендуемые нормативы потребления коммунальных услуг приведены в приложении N 2.
{раздел V в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 05.11.2002 года N 330}
Бюджетное дотирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства делает экономически нецелесообразным уплату значительной части налогов в федеральный и республиканский бюджеты и приводит к финансовым потерям. Действующая налоговая система не стимулирует реформу жилищно-коммунального хозяйства и развитие связанных с ним городской и сельской инфрастуктуры. Для исключения перераспределения финансовых потоков между федеральным, республиканским и местными бюджетами после принятия решений Правительством Российской Федерации по вопросам налогообложения необходимо:
освободить от обложения налогом на добавленную стоимость оплаты жилья (включая плату за наем) по договору социального найма, аренды или договору с собственником жилого помещения (квартиры, дома) в государственном, муниципальном и жилом фонде других форм собственности (товариществах, кондоминиумах, кооперативах и т.п.), а также освободить от взимания НДС со всех видов жилищно-коммунальных услуг, оказываемых за счет платежей населения и бюджетных дотаций. Недопущение взимания НДС при разделении функций заказчика и подрядчика на обслуживание, ремонт жилья, инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства;
установить для предприятий жилищно-коммунального хозяйства республики на период до перехода на самоокупаемость по оплате населением издержек по производству жилищно-коммунальных услуг действие Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" в части освобождения от налогообложения стоимости имущества объектов жилищно-коммунальной сферы, так как при уплате этого налога резко возрастает убыточность предприятий жилищно-коммунального хозяйства и суммы бюджетных дотаций;
устранить двойное налогообложение для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) подземной пресной воды в связи с взиманием с предприятий ВКХ налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземной пресной воде и налога на право добычи подземной пресной воды;
не включать в налогооблагаемую базу средства, поступающие в виде дотаций из бюджетов всех уровней, на развитие и обслуживание объектов ЖКХ администрациями городов и районов Республики Марий Эл;
органам местного самоуправления принять решения об отнесении земель, занятых строениями и сооружениями территориальной инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность населенных пунктов (т.е. земель, находящихся под
водозаборами, станциями перекачки, котельными, очистными сооружениями, трансформаторными подстанциями и другими объектами) к землям общегородского использования, которое освобождается от уплаты налога на землю, а также принять решение о предоставлении льгот по другим местным налогам.
На переходный период реформы жилищно-коммунального хозяйства до установления экономически обоснованных ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в целях социальной защиты малоимущих граждан, имеющих общую площадь жилья сверх социальной нормы, устанавливается дополнительная площадь в размере 5 м2 площади жилья на одного человека. Дополнительная площадь жилья оплачивается по действующим тарифам и ставкам, субсидии на дополнительную площадь не начисляются.
Граждане, имеющие жилое помещение сверх социальной и дополнительной норм площади жилья и потребляющие сверхнормативный уровень коммунальных услуг, оплачивают услуги в размере 100 процентов от фактических затрат с 1 октября 1997 г.
Граждане, имеющие второе отдельное жилое помещение в виде квартиры (дома) сверх социальной нормы площади жилья, отвечающее санитарным и гигиеническим требованиям, зарегистрированное в установлением законом порядке независимо от места проживания, оплачивают его обслуживание, содержание, ремонт и предоставленные коммунальные услуги по фактическим затратам.
При передаче излишней площади жилого помещения в виде отдельной квартиры (комнаты, дома) по договору поднайма органам социальной защиты, оплата производится согласно разделам V, VI, VII настоящей Программы.
Реализация реформы жилищно-коммунального хозяйства в Республике Марий Эл рассчитана на 1997-2003 годы в 3 этапа.
I этап: 1997-1998 годы
Разработка нормативно-правовой базы и кредитно-финансовых механизмов реализации программы реформы.
Завершение разграничения функций собственника-домовладельца, управляющей организации (службы заказчика) и обслуживающей организации в государственном и муниципальном жилых фондах. Проведение разгосударствления эксплуатационных
организаций. Переход на договорные отношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Организация переобучения кадров для работы в управляющих и обслуживающих организациях.
Доведение доли государственного и муниципального жилого фондов обслуживаемых на конкурсной основе до 50 процентов.
Формирование подходов и принципов отбора на конкурсной основе управляющей и обслуживающих организаций для эксплуатации государственного и муниципального жилищного фондов.
Переход на договорные условия предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, заключение в письменной форме договоров найма жилья в государственном и муниципальном жилищном фондах.
Продолжить дальнейшее повышение доли платежей населения до 50 процентов от экономически обоснованных тарифов. Обеспечить контроль обоснованности и уровня тарифов и ставок с учетом реализации программы снижения издержек.
Упорядочение системы льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан и определение источников их финансирования.
Введение методов антимонопольного регулирования при установлении тарифов на услуги предприятий естественных и локальных монополистов.
Начать дифференцированный подход к определению ставок по оплате жилья в зависимости от качества обслуживания, а также оплаты занимаемой сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг.
Демонополизация деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Завершение создания системы органов государственной жилищной инспекции.
Организационное и методическое содействие массовому созданию товариществ собственников жилья на добровольной основе, включая помощь в обучении кадров.