За последние годы в Республике Марий Эл проводилась определенная работа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства:
была проведена приватизация жилищного фонда;
создаются товарищества собственников жилья (кондоминиумы);
малообеспеченным гражданам предоставляются субсидии;
ведется работа по развитию конкуренции по обслуживанию и ремонту государственного н муниципального жилищного фонда;
возросли платежи граждан за жилье и коммунальные услуги с 2 до 30 процентов:
ведется работа по экономии топливно-энергетических ресурсов и снижению издержек по производству теплоэнергии.
Однако, несмотря на проделанную работу, коренного перелома в преодолении кризисного состояния отрасли не произошло. В настоящее время предприятия жилищно-коммунального хозяйства имеют большую кредиторскую и дебиторскую задолженность, что крайне отрицательно сказывается на уровне содержания, обслуживания и ремонта жилья, на подготовке объектов коммунального назначения и жилищного фонда для работы в осенне-зимний период.
Проводимые преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве республики носили бессистемный характер, в основном путем повышения ставок и тарифов квартирной платы и коммунальных платежей, не был разработан системный подход по реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
На новом этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства основной упор должен быть сделан на:
повышение качества обслуживания;
снижение издержек и соответствующих тарифов на предоставляемые услуги;
снижение бюджетных дотаций на покрытие убытков и поиск новых источников финансирования ЖКХ;
смягчение для населения процесса перехода к экономически обоснованным тарифам и ставкам;
совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством;
переход только на договорные отношения предоставления услуг, которые обеспечат с наименьшими затратами стандарты качества услуг, предоставление потребителю возможности заказывать объем, перечень и качество услуг;
конкурсный выбор организаций, осуществляющих управление и обслуживание жилья;
совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг путем установления дифференцированных ставок оплаты жилья и коммунальных услуг в зависимости от общей площади жилья, перечня и качества услуг, затрат на его содержание, а также качества жилья, повышение платы за жилье сверх социальной нормы площади, повышение тарифов на коммунальные услуги при сверхнормативном их потреблении;
совершенствование системы социальной защиты населения путем предоставления малоимущим гражданам, имеющим социальную норму жилья, субсидий;
упорядочение системы льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан и определение источников их финансирования;
стимулирование создания товариществ собственников жилья путем предоставления дотаций для покрытия убытков на уровне государственного и муниципального жилья;
обеспечение санитарно-гигиенических норм и экологической безопасности окружающей среды.
Одним из важнейших элементов реформы жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл является создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищно-коммунального хозяйства. Это позволит собственникам жилья выбирать на конкурсной основе организацию, которая обеспечит с наименьшими затратами стандарты качества условий проживания, необходимый уровень качества работ и услуг по утвержденному перечню обязательного объема работ и услуг по обслуживанию жилья.
Собственник жилищного фонда:
обязан формировать заказ на ремонт, обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения;
организовать систему расчетов за произведенные и потребленные услуги на основе договоров, а также применение экономических санкций за нарушение договорных обязательств;
должен иметь паспорт домовладения, который составляется территориальным или местным бюро технической инвентаризации на основании натуральных обмеров и сведений органов архитектуры н градостроительства, органов по землепользованию и земельным ресурсам, органов по управлению имуществом.
Государственная жилищная инспекция Республики Марий Эл обеспечивает контроль: