ПРАВИТЕЛЬСТВО МАРИЙСКОЙ ССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 1992 года N 271
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ ССР
{Акт утратил силу: постановление Правительства Республики Марий Эл от 12.05.2003 года № 128 }
Правительство Марийской ССР постановляет:
Утвердить Положение о Министерстве образования Марийской ССР (прилагается).
Первый заместитель Главы Правительства Марийской ССР В.Галавтеев
Утверждено постановлением Правительства Марийской ССР от 16 июня 1992 г N 271
1. Министерство образования Марийской ССР является центральным органом государственного управления Марийской ССР, непосредственно подчиненным Президенту Марийской ССР, Правительству Марийской ССР и Министерству образования Российской Федерации. В своей деятельности оно руководствуется конституциями Марийской ССР и Российской Федерации, законами Марийской ССР и Российской Федерации, указами президентов Марийской ССР и Российской Федерации, постановлениями Верховных Советов Марийской ССР и Российской Федерации, указами Президиумов Верховных Советов Арийской ССР и Российской Федерации, настоящим Положением.
2. Основными функциями Министерства образования Марийской ССР являются:
проведение единой государственной политики в области дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, внешкольного образования, подготовки и переподготовки педагогических кадров, развития педагогической науки, производства различного вида изделий и услуг, необходимых для осуществления современного образования;
обеспечение разработки, в пределах своей компетенции, нового содержания образования, отвечающего мировым стандартам, для всех типов подведомственных учреждений;
реализация общереспубликанской кадровой политики с целью эффективной подготовки, переподготовки и использования квалифицированных рабочих и специалистов из числа молодежи и незанятого населения;
представление интересов Марийской ССР в вопросах образования на международном, межгосударственном и межнациональном уровнях в рамках Содружества Независимых Государств, Российской Федерации;
проведение социально-педагогической экспертизы общереспубликанских и ведомственных проектов и программ.
3. Для решения своих основных задач Министерство образования Марийской ССР;
осуществляет анализ образовательного спроса населения, соответствия ему структуры и содержания системы образования в Марийской ССР, тенденций ее развития и прогнозирования перспективы;
проводит экспертизу законодательных и нормативных актов, программ, затрагивающих интересы образования;
готовит проекты законодательных актов и правительственных решений, создающих правовую основу защиты и развития системы образования Марийской ССР;
разрабатывает с участием министерств и ведомств Марийской ССР и организует выполнение государственных программ развития образования;
разрабатывает совместно с местными органами образования стратегические программы развития системы образования;
организует дополнительную разработку и совершенствование комплекса социально-гарантированных нормативов и показателей деятельности образовательных учреждений, отражающих местные условия;
разрабатывает и представляет на утверждение в установленном порядке проекты планов по расходам на образование по Государственному бюджету Марийской ССР, составляет проекты сводных планов финансирования;
создает условия и выполняет мероприятия, обеспечивающие охрану жизни, укрепление здоровья детей, учащихся учебно-воспитательных учреждений;
разрабатывает и представляет на рассмотрение Правительства Марийской ССР предложения по совершенствованию социальной зашиты работников образования, детей и учащихся;
осуществляет совместно с Министерством труда и занятости населения Марийской ССР профессиональное обучение и переобучение учащихся, высвобождающегося и незанятого населения;
разрабатывает и представляет на рассмотрение Правительства Арийской ССР мероприятия по укреплению и развитию учебно-материальной базы учреждений образования;
утверждает в установленном порядке план работы республиканского института повышения квалификации и переподготовки кадров образования и других республиканских подведомственных учреждений Министерства образования Марийской ССР;
совершенствует механизм . стимулирования активности учреждений и работников системы образования в поиске и внедрении новаций;
совершенствует систему информации работников системы образования о передовом педагогическом опыте, новых учебно-методических разработках, управленческих новациях;
содействует развитию альтернативных (в том числе частных) учреждений государственной система образования, участвует в подготовке и проведении конференций, конгрессов, совещаний, семинаров симпозиумов по вопросам образования, в том числе в международных, межгосударственных организациях; комиссиях и комитетах;
содействует развитию предпринимательской деятельности в системе образования;
осуществляет совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами и органами образования на местах функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц, зашиты прав детей, нуждающихся в помощи государства;
организует систему работы с детьми, подростками и юношами с отклоняющимися формами поведения и недостатками умственного и физического развития, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей;
осуществляет контроль за выполнением действующего Законодательства об образовании органами и учреждениями образования, организует аттестацию и лицензирование образовательных учреждений;
назначает и освобождает руководителей Марийского республиканского института повышения квалификации работников образования, педагогических и профессионально-технических училищ, республиканских подведомственных учреждений;
утверждает руководителей органов образования по представлению местных органов самоуправления;
координирует работу органов и учреждений образования по подготовке педагогических, управленческих, научных кадров, повышению их профессионального уровня, развивает сеть соответствующих учреждений, совершенствует формы и методы работы;
осуществляет в установленном порядке награждение наиболее отличившихся работников образования;
рассматривает в установленном законодательством порядке письма, заявления трудящихся, ведет прием граждан по личным вопросам, обеспечивая выполнение их обоснованных прав и законных требований принимает меры к устранению выявленных недостатков в деятельности подведомственных учреждений и организаций,
4. Министерство образования Марийской ССР, взаимодействуя с органами образования, исходит из их самостоятельности и ответственности перед органами самоуправления соответствующих уровней и строит отношения с ними на принципах сотрудничества.
5. Министерство образования Марийской ССР, реализуя свои функции, имеет право:
обобщать практику применения законодательства по вопросам, относящаяся к организации и деятельности органов и учреждений образования;
разрабатывать и вносить в установленном порядке проекты нормативных актов по вопросам деятельности Министерства в Марийской ССР;
получать в необходимых случаях от министерств и ведомств, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений Марийской ССР статистические данные, материалы и заключения по разрабатываемым Министерством проектам законодательных актов, постановлениям Правительства и другим документам;
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке учреждения и организации при Министерстве, непосредственно подчиненные Министерству;
на основе проведенного лицензирования открывать, а в случае несоответствия требованиям государственного стандарта закрывать образовательные учреждения, в том числе альтернативные;
создавать республиканский фонд развития и социальной защиты образования;
решать вопросы финансирования вновь открываемых образовательных
учреждений;
совместно с Министерством печати и информации Марийской ССР разрабатывать и утверждать планы издания учебной, учебно-методической литературы для марийских образовательных учреждений, организовывать в установленном; порядке выпуск литературы, присваивать гриф Министерства образования Марийской ССР учебникам и учебно-методическим пособиям;
определять зоны и уровни педагогических экспериментов;
определять базовый и другие уровни дифференциации и направленности образования;
давать экспертную оценку содержанию образования;
утверждать учебные программы, учебники и пособия для национальных школ, профессионально-технических училищ, дошкольных и внешкольных учреждений, педагогических училищ на основе их оценки широкой педагогической общественностью;
давать экспертную оценку содержанию образования;
утверждать учебные программы, учебники и пособия для национальных школ, профессионально-технических училищ, дошкольных и внешкольных учреждений, педагогических училищ на основе их оценки широкой педагогической общественностью.
6. Министерство образования Марийской ССР возглавляет министр назначаемый Президентом Марийской ССР.
Министр образования Марийской ССР имеет заместителей, назначаемых Правительством Марийской ССР, Распределение обязанностей между заместителями производится министром.
Министр руководит деятельностью Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и обязанностей, утверждает структуру и штатное расписание аппарата Министерства в пределах численности и фонда заработной платы, установленных для аппарата; устанавливает степень ответственности начальников отделов и других подразделений Министерства, утверждает положение о структурных подразделениях аппарата, организациях, учреждениях непосредственного подчинения Министерству; организует взаимодействие системы образования Марийской ССР с другими министерствами и ведомствами Марийской ССР; представляв Правительству Марийской ССР к награждению заместителей министра и к утверждений членов коллегии Министерства; представляет Правительству Марийской ССР проекты нормативных актов по вопросам деятельности Министерства.
Министр образования и его заместители в пределах своей компетенции издают приказы и другие нормативные акты, обязательные для исполнения подведомственными учреждениями.
7. В Министерстве образования Марийской ССР образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей министра, а также других работников Министерства, общественных организаций, органов и учреждений системы образования.
Министр и его заместители входят в состав коллегии по должности. Члены коллегии Министерства, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Марийской ССР. Коллегия Министерства на регулярно проводимых заседаниях рассматривает ключевые проблемы организации и развития системы образования в Марийской ССР.
Решения коллегии принимаются большинством голосов и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В случае разногласий между председателем и коллегией председатель проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Президенту Марийской ССР и Правительству Марийской ССР, а члены коллегии, в свою очередь, могут также сообщить свое мнение Президенту Марийской ССР и Правительству Марийской ССР.
8. Для обеспечения проведения единой государственной политики в области образования, выработки научно обоснованных критериев обучения, воспитания и профессиональной подготовки молодежи при Министерстве образования Марийской ССР организуется Республиканский совет по стратегии развития национально-региональной системы образования" Положение о совете и его состав утверждаются коллегией Министерства образования Марийской ССР.
Для рассмотрения предложений по основным направлениям развития образования в республике при Министерстве образования Марийской ССР могут создаваться специальные комиссии, советы, экспертные группы, временные научно-исследовательские коллективы. Состав этих органов, порядок их организации и положения о них утверждаются коллегией Министерства образования Марийской ССР.
9. Министерство образования Арийской ССР является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Марийской ССР и со своим наименованием.