ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 1994 года N 261
ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
{Акт утратил силу: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13.11.2006 года № 233 }
Во исполнение Указа Президента Республики Марий Эл от 18 июля 1994 г. N 154 "Об образовании Государственной инспекции труда Республики Марий Эл" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить:
Положение о Государственной инспекции труда Республики Марий Эл при Министерстве труда и занятости населения Республики Марий Эл согласно приложению N 1;
Временное положение о статусе государственного инспектора по охране труда Республики Марий Эл согласно приложению N 2.
2. Разрешить руководителю Государственной инспекции труда Республики Марий Эл иметь трёх заместителей, в том числе одного первого.
3. Образовать в структуре Государственной инспекции труда Республики Марий Эл государственную инспекцию по охране труда, государственную правовую инспекцию труда, отдел управления охраны труда и передать в её состав государственную экспертизу условий труда.
4. Довести до сведения министерств и ведомств, предприятий и организаций, что в связи с образованием Государственной инспекции труда Республики Марий Эл профсоюзы выполняют свои функции в соответствии со статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда.
5. Государственному комитету Республики Марий Эл по управлению государственным имуществом (Токтаулову) обеспечить выделение помещений для размещения Государственной инспекции труда Республики Марий Эл.
6. Председателю правления Фонда социального страхования Республики Марий Эл Дмитриеву Ю.В. обеспечить финансирование содержания Государственной инспекции труда Республики Марий Эл, за исключением 4 единиц государственной экспертизы условий труда.
Президент Республики Марий Эл В. Зотин
УТВЕРЖДАЮ
Главный государственный инспектор труда Российской Федерации В.К. Варов
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 1994 г. N 261
1. Государственная инспекция труда Республики Марий Эл подведомственная Федеральной инспекции труда входит в систему Министерства труда и занятости населения Республики Марий Эл и является органом республиканской исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию деятельности в области охраны труда, трудового законодательства, полномочия которого по вопросам его компетенции распространяются на предприятия, объединения и организации всех форм собственности, расположенные на территории Республики Марий Эл.
В состав Государственной инспекции труда входят отдел управления охраной труда, государственная экспертиза условий труда, государственная инспекция по охране труда и правовая инспекция труда.
Государственная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными и республиканскими надзорами органами прокуратуры, министерствами, ведомствами, органами исполнительной власти районов и городов, общественными объединениями.
2. Государственная инспекция труда руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл, законами Российской Федерации и Республики Марий Эл, решениями Федерального Собрания Российской Федерации и Государственного Собрания Республики Марий Эл, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и Президента Республики Марий Эл, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Федеральной инспекции труда и Правительства Республики Марий Эл и настоящим Положением.
3. Государственная инспекция труда Республики Марий Эл является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением государственного герба Республики Марий Эл и со своим наименованием.
Финансирование расходов, связанных с осуществлением деятельности Государственной инспекции труда и ее служб, осуществляется за счет средств Фонда социального страхования, а структурного подразделения государственной экспертизы условий труда за счет средств республиканского бюджета
4.Основными задачами Государственной инспекции труда являются:
государственный надзор и контроль за соблюдением министерствами, ведомствами и всеми хозяйственными субъектами законодательства о труде и охране труда, норм, правил, стандартов безопасности труда и экспертиза условий труда;
контроль за выполнением законодательных и нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях;
защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, ущемляющих эти права;
содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства и действующих норм и нормативов о труде и охране труда;
ежегодный анализ состояния и определение приоритетных направлений улучшения условий и охраны труда в народном хозяйстве республики;
разработка предложений по совершенствованию правового регулирования, механизма экономического стимулирования охраны и улучшения условий труда;
защита прав работающих на безопасные, нормальные условия труда, на обеспечение средствам! индивидуальной и коллективной защиты, на льготы и компенсации за неблагоприятные условия труда;
осуществление контроля за формированием и эффективным использованием средств, выделяемых на обеспечение здоровых и безопасных условий труда.
5. Государственная инспекция труда Республики Марий Эл в соответствии с возложенными на неё задачами осуществляет следующие функции:
осуществляет надзор и контроль за соблюдением на предприятиях законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях, анализирует обстоятельства и причины их нарушений, принимает меры по их устранению;
вносит проекты законодательных актов и постановлений Правительства Республики Марий Эл по трудовому законодательству, охране труда и надзору за охраной труда;
принимает меры по обеспечению предприятий правилами по охране труда, и другими нормативными актами;
организует разработку республиканской программы по улучшению условий и охраны труда, повышению культуры производства, снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
проводит классификацию предприятий по классам производственного риска;
проводит экспертизу условий труда на предприятиях, учреждениях, организациях, дает оценку их состояния, выявляет причины неблагоприятных и опасных условий труда, принимает меры по их устранению;
организует совместно с органами госсанэпиднадзора и Госстандарта лицензирование лабораторий, принадлежащих предприятиям, на право проведения исследований состояния условий труда, а также осуществляет руководство работой лаборатории государственной экспертизы условий труда;
осуществляет контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, выдает предприятиям сертификат безопасности;
оказывает методическую и практическую помощь предприятиям в проведении исследований условий труда для определения права работающих на получение льгот и компенсаций по условиям труда;
подтверждает идентичность профессий, характера работ и условий труда при решении вопросов предоставления работникам льгот и компенсаций, назначения пенсии на льготных условиях;
участвует в рассмотрении споров между администрацией предприятий и работниками по вопросам условий труда, предоставления льгот и компенсаций за работу с тяжелыми и вредными условиями труда;
дает заключения о состоянии условий труда, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости на предприятии при установлении дифференцированных взносов в Фонд социального страхования и фонд охраны труда;
проводит расследование групповых и смертельных несчастных случаев на производстве, осуществляет контроль за расследованием и учетом несчастных случаев на производстве, за правильностью статистической отчетности по производственному травматизму и профессиональной заболеваемости;
принимает меры, побуждающие работодателей к ликвидации причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
осуществляет предупредительный надзор в ходе строительства и реконструкции всех объектов (за исключением жилья), принимает участие в приемке их в эксплуатацию и выдает на них сертификат безопасности;
осуществляет контроль за соблюдением требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда;
принимает участие в проводимых органами Госстроя, Госстандарта экспертизах проектов на строительство новых и реконструкцию действующих объектов (за исключением жилья), технологий, оборудования, приборов, средств защиты на несоответствие требованиям охраны труда;
анализирует причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний и готовит предложения Правительству Республики Марий Эл, администрации городов и районов, предприятиям по устранению этих замечаний;
осуществляет контроль за обеспечением работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты;
проводит проверки соблюдения трудового законодательства на предприятиях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности, требует устранения обнаруженных нарушений, а в необходимых случаях дает о них сведения органам прокуратуры;
оказывает помощь комиссиям по трудовым спорам в решении вопросов, связанных с применением трудового законодательства;
рассматривает жалобы граждан по вопросам трудовых конфликтных ситуаций;
ведет пропаганду законодательства о труде;
вносит в Минтруд России предложения по совершенствованию трудового законодательства, стандартов безопасности, норм, правил и других нормативных актов по охране труда в зависимости от изменений техники, технологий, организации производства и труда;
осуществляет методическое руководство работой служб охраны труда министерств, концернов, ассоциаций и других объединений и предприятий всех форм собственности и оказывает им помощь в организации их работы;
оказывает помощь предприятиям в размещении заказов на проведение научных исследований по проблемам обеспечения для работающих здоровых и безопасных условий труда, а также осуществляет контроль за практической реализацией результатов исследований;
осуществляет контроль за предоставлением работающим компенсаций и льгот по условиям труда, соблюдением законодательства о применении труда женщин и подростков;
участвует в подготовке проектов бюджетов республиканского, районных и городских фондов охраны труда и совместно с финансовыми органами осуществляет контроль за правильностью использования выделенных средств;
обеспечивает функционирование информационно-аналитической системы республики по охране труда;
определяет потребность республики в специалистах по охране труда и готовит предложения для учебных заведений по их подготовке;
организует систему повышения квалификации работодателей и специалистов, создание и выпуск средств пропаганды и обучения, проведение научно-практических конференций, семинаров, выставок, а также издание и распространение нормативных актов по охране труда;
изучает, обобщает и распространяет передовой опыт работы по охране труда, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства , законодательства по охране труда, правил и норм по охране труда.
6. Работникам Государственной инспекции труда предоставлено право:
беспрепятственно посещать в любое время без предварительного уведомления по предъявлению удостоверения установленного образца предприятия и их подразделения любых форм собственности в целях осуществления контроля за соблюдением законодательства, правил и норм по охране труда и иметь доступ к необходимой документации. Лица, препятствующие государственным инспекторам и экспертам труда в выполнении своих функций, привлекаются к ответственности в установленном Законом порядке;
выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства, правил и норм по охране труда;
запрещать работы на отдельных производственных участках, машинах, механизмах, оборудовании, не отвечающих требованиям безопасности труда, до устранения выявленных нарушений;
отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда;
приостанавливать работу предприятий, на которых имеется угроза жизни или здоровью работающих, или находящихся в аварийном состоянии;
получать от работодателей, руководителей предприятий и отдельных должностных лиц и работников необходимые объяснения и документы по вопросам, входящим в компетенции Государственной инспекции труда;
давать руководителям предприятий и вышестоящих организаций представления об освобождении от занимаемых должностей или наложении дисциплинарных взысканий на руководящих, инженерно-технических работников и других должностных лиц, нарушающих трудовое законодательство, правила по охране труда и не выполняющих предписаний государственных инспекторов и экспертов;
вносить в соответствующие органы предложения о внесении изменений в технологические процессы, конструкции машин, механизмов, оборудования в случаях, когда они не отвечают требованиям правил и норм охраны труда, стандартам безопасности труда;
требовать от руководителей предприятий экспертных заключений: по условиям труда, проектам новых промышленных объектов, образцам оборудования, материалов и технические условия на них, привлекать за счет предприятий государственную экспертизу условий труда для выборочной оценки условий труда и проектов;
налагать в установленном порядке на должностных лиц штрафы за нарушения законодательства об охране труда и трудового законодательства;
запрещать выдачу работающим средств индивидуальной защиты, не отвечающих требованиям нормативно-технической документации;
применять экономические санкции к предприятиям и привлекать к административной ответственности должностных лиц, нарушающих законодательство о труде, об охране труда;
требовать от проектных организаций устранения недостатков по условиям и охране труда, допущенных при проектировании строительства новых и реконструкции действующих производственных объектов;