Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 1994 года N 190

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К РАБОТЕ МЕЛКОРОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ

{Акт утратил силу: постановление Правительства Республики Марий Эл от 05.01.2004 года № 3 }

В целях упорядочения торговли, повышения уровня торгового обслуживания и защиты прав потребителей Правительство Республики Марий Эл постановляет:

Утвердить Правила работы предприятия розничной торговли согласно приложению N I, Основные требования к работе мелкорозничной торговой сети согласно приложению N 2.

Президент Республики Марий Эл В.Зотин


ПРИЛОЖЕНИЕ N I

к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 17 июня 1994 г. N 190

ПРАВИЛА работы предприятия розничной торговли


1. Настоящие Правила определяют основные требования к порядку работы предприятия розничной торговли (в дальнейшем предприятие) независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы.

2. Каждое предприятие должно иметь лицензию на право торговой деятельности.

3. Основными задачами предприятия являются розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), а также другими товарами, обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей.

4. Товарный профиль (тип) предприятия торговли определяется Уставом и согласовывается (для предприятий муниципальной собственности) с соответствующими органами местной администрации при регистрации.

5. Предприятие должно иметь вывеску о указанием его наименования, профиля, режима работы, организационно-правовой формы (принадлежности), юридический адрес.

6. Режим работы государственных (муниципальных) предприятий торговли устанавливается по решению администраций городов и районов. Режим работы предприятий, основанных на иных формах собственности, определяется собственником.

7. При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы предприятия, однако, все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.

В предприятиях самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале (отделе, секции).

За 15 минут до прекращения обслуживания покупатели предупреждаются.

8. При закрытии предприятия для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования, в связи с его ликвидацией руководитель заблаговременно уведомляет об этом муниципальные власти. Покупатели извещаются о закрытии предприятия торговли специальным объявлением за 5 дней до его закрытия. В объявлении также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичными товарами.

9. Торговый зал и складские помещения должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего типа. Оборудование предприятия и инвентарь должны содержаться в образцовом санитарном и техническом состоянии.

Средства измерений в соответствии с предъявляемыми требованиями в установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органами Государственной метрологической службы. Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством о поверке.

10. Работники магазина должны поддерживать в надлежащем санитарном состоянии закрепленную за предприятием территорию.

11. В магазине должна рационально использоваться площадь торгового зала, складские и подсобные помещения, обеспечиваться наиболее эффективное размещение и использование оборудования.

12. Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров, которые также подлежат продаже по требованию покупателя с учетом времени, необходимого для проверки их качества.

Витрины должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям.

13. Организация работы торгового предприятия проводится в соответствии с Правилами по охране труда, техники безопасности на предприятиях торговли, массового питания, складах, базах и холодильниках.

14. Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях всех форм собственности должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика (продавца), а также другими необходимыми документами.

15. Принятые предприятием в установленном порядке товары приходуются в день поступления по их фактическому .наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в розничных ценах, а также причин невозможности оприходования.

16. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары. Не допускается приемка в предприятие товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующих требованиям стандартов по качеству.

17. При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговых залах предприятия обязаны строго соблюдать принципы товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности.

Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должен отвечать требованиям к качеству, содержащимся в нормативно-технических документах и требованиям пожарной безопасности.

18. Товар должен быть соответствующим образом подготовлен к продаже (освобожден от тары, одежда чистая и отутюжена, куски ткани оправлены, велосипеды, мотоциклы, мопеды и другие изделия из металла собраны и очищены от смазки, бутылки и консервные банки протерты, соответствующие товары должны быть зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т.д.).

19. К моменту открытия предприятие должно быть подготовлено к работе: товары снабжены четко оформленными ярлыками цен, обновлена их выкладка, подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы, контрольно-кассовые машины.

Импортные товары должны иметь ценники о основными реквизитами этикетки, переведенными на русский язык.

20. Продажа товаров в предприятии торговли производится всем гражданам на общих основаниях.

Льготы в торговом обслуживании отдельным группам населения. предоставляются на основании законодательных актов Российской Федерации, Республики Марий Эл, а также на основании решений местных органов исполнительной власти.

21. На все реализуемые товары предприятие торговли должно иметь сертификаты соответствия, выданные или признанные уполномоченным на то органом, нормативно-техническую документацию, удостоверяющие качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей, и обеспечивать соответствие реализуемых товаров требованиям указанных документов, а также документы, подтверждающие источники их поступления; накладная, товаротранспортная накладная, квитанция о приеме товара на комиссию и другие.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иными законодательными актами предприятие торговли несет ответственность за качество реализуемых товаров.

Запрещается продала товаров о истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующих стандартам по качеству.

22. Взвешивание и отмеривание товаров производится в соответствии с Правилами пользования мерами и измерительными приборами в предприятиях торговли и общественного питания.

23. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге, пакетах или другой соответствующей свойствам товара упаковке. Стоимость целлофановой и полиэтиленовой упаковки оплачивается покупателем дополнительно. По просьбе покупателей продавцы должны нарезать отпускаемые гастрономические товары.

Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в посуду покупателей по весу или с применением стандартной мерной емкости.

24. В торговых залах продовольственных магазинов должны быть установлены на доступном для покупателей месте контрольное весы, контрольные мерные кружки, мензурки, овоскоп, в предприятиях, торгующих тканями и другими мерными товарами ,- контрольные метры.

25. По решению органов местной администрации в предприятиях торговли могут вводиться предельные нормы отпуска товаров одному покупателю.

26. Продажа товаров, облагаемых акцизами, перечень которых утверждается Правительством Республики Марий Эл, производится только при наличии лицензии на право торговли такими товарами, выдаваемой уполномоченными органами в установленном порядке. На товары, продажа которых подлепит лицензированию по решению соответствующих органов, также должны быть лицензии.

27. Продана продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены особые правила торговли (спиртные напитки, ружья, средства самообороны и патроны к ним, комиссионная, посылочная торговля) осуществляется с соблюдением также и этих правил.

28. Продажа товаров повседневного спроса детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар. Запрещается продажа несовершеннолетним лицам алкогольных напитков, пива, табачных изделий, игральных карт, зажигалок, ядохимикатов, горючих жидкостей .и других товаров, для которых установлены особые правила продажи.

29. При продаже товаров наборами, скомплектованными в торговом предприятии, покупатель вправе потребовать, а продавец не вправе отказать в продаже отдельных товаров из набора (кроме наборов фабричного изготовления).

30. Предприятие обязано выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и данным предприятием.

При продаже технически сложных товаров и других непродовольственных товаров, которые в случае выхода из строя в период гарантийного срока могут быть возвращены в магазин, кроме кассового чека, покупателю выписывается товарный чек о указанием в нем названия (номера) магазина, наименования и сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи и фамилии продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из которых передается покупателю. В техническом паспорте на изделие также проставляется дата и год продажи, штамп магазина, фамилия продавца.

Обмен купленных в розничной торговой сети непродовольственных товаров надлежащего качества или возврат денег покупателям производится в соответствии со ст.23 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". В случае приобретения товара с недостатками обмен их осуществляется согласно ст.ст.17-21 этого Закона.

Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети, обмениваются в случае установления скрытых дефектов (кислотность, жирность, бактериологическое обсеменение, наличие посторонних примесей, солей тяжелых металлов, пустоты на разрезе и др.), не соответствия наименованию или сорту, по которым они были проданы.

31. Неоплаченный товар может храниться на контроле не более одного часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией предприятия до 2-х часов.

32. Покупателям должна быть предоставлена возможность оставить на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок не более суток, а строительные материалы по соглашению с администрацией предприятия-до трех суток. Эти товары с табличкой "продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за их хранение.

33. В магазине самообслуживания товары, поступившие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются в зависимости от свойств товаров и упаковываются в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную и оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару, коробки и так далее.

На упаковке указываются наименование и сорт товара, вес нетто, цена за килограмм, стоимость отвеса с упаковкой, дата фасовки. На товарах, фасуемых на электронных весах, цена товара и упаковки указываются раздельно.

34. При необходимости некоторые товары могут продаваться в зале самообслуживания через прилавок. При этом продавец указывает на упаковке стоимость покупки для последующей оплаты в едином узле расчета-.

35. В торговом зале товары размещаются на горках, вешалках, кронштейнах, консолях, поддонах, в таре - оборудовании, корзинах, холодильном оборудовании, кассетах и другом оборудовании, обеспечивающем показ всего имеющегося ассортимента товаров и удобства покупателям для ознакомления и выбора их.

36. Магазины самообслуживания обеспечиваются корзинами, тележками, лотками (для мелких товаров), щипцами и другим инвентарем для отбора покупателями товаров.

37. Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал приобретенных в других предприятиях товаров, ставить на них штампы или делать другие отметки. При желании покупатель может оставить при входе в торговый зал хозяйственную сумку, портфель, чемодан и т.п., а магазин обязан обеспечить их сохранность, для чего устанавливается соответствующее оборудование (стеллажи, полки и др.).

38. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица, в случае осуществления им торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин утвержденным постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745.

Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах и взяты согласно договору на техническое обслуживание сервисными центрами по месту нахождения предприятий торговли в установленном порядке.

39. Деньги за товары получают кассиры контрольно-кассовых машин, в предприятиях самообслуживания - контролеры-кассиры.

40. Перед началом работы предприятия кассир подготавливает свое рабочее место: проверяет исправность кассового аппарата, получает разменную монету различного достоинства, знакомится с ассортиментом товаров и ценниками на них.

41. Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке:

кассир или контролер-кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;

печатает чек на контрольно-кассовой машине;

объявляет покупателю общую стоимость покупок;

называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком;

после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.

42. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.

43. Расчеты за все товары, приобретаемые в предприятиях самообслуживания, производятся в едином узле расчета, а такие в кассах, установленных по решению администрации магазина.

44. При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир или контролер-кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия.

Возврат из кассы денег покупателям производится в установленном порядке по разрешению администрации предприятия.

45. Основными обязанностями директора (заведующего) предприятия являются четкая организация торгового процесса и обеспечение высокой культуры обслуживания.

46. Директор (заведующий) предприятия обеспечивает постоянное наличие в продаже товаров в широком ассортименте и надлежащего качества, ежедневно контролирует соблюдение правил торговли и розничных цен, а также обеспечивает применение современных методов продажи товаров и оказание покупателям дополнительных услуг, в установленном порядке, несет ответственность за соблюдением финансовой дисциплины, организует учет и изучение спроса населения, создает условия работникам для соблюдения ими должностных обязанностей.

47. Директор (заведующий) предприятия или его заместители должны лично участвовать в организации торгового обслуживания покупателей обеспечивать бесперебойную продажу товаров,

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»