1. Ежегодные ставки земельного налога устанавливаются на единицу площади предоставленных земель исходя из средних размеров налога и средних ставок, установленных Законом Марийской ССР "О плате за землю".
Ставки земельного налога определяются отдельно по категориям земель основного целевого назначения, видам и подвидам угодий, группам почв, городам и поселкам и другим населенным пунктам.
Ставки земельного налога пересматриваются в случае изменения системы цен, показателей оценки земель, целевого назначения земель и других не зависящих от пользователей земли причин, повлекших изменение условий хозяйствования.
2. Ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья устанавливаются с точностью до рубля за один гектар по видам угодий - пашня, залежь, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища. При этом ставки определяются отдельно по не мелиорированной, орошаемой, осушенной пашне, а также участкам закрытого грунта (парники и теплицы). По другим сельскохозяйственным угодьям подобная детализация ставок производится при наличии информации об оценке этих угодий.
За базисный уровень принимаются средние размеры налога за один гектар не мелиорированной пашни и других сельскохозяйственных угодий (приложение 1 к Закону Марийской ССР "О плате за землю"). По конкретным землевладельцам и землепользователям они дифференцируются с учетом качества, площади и местоположения земельных участков.
3. Расчет ставок земельного налога по группам почв, выделенным при оценке сельскохозяйственных угодий, производится исходя из средних для республики" размеров налога по угодьям и баллов бонитета групп почв по продуктивности (приложение 1 к постановлению Верховного Совета Марийской ССР "О введении в действие Закона Марийской ССР "О плате за землю"). Ставки налога по группам почв рассчитываются умножением соответствующих им баллов бонитета на цену одного балла.
При отсутствии данных оценки орошаемой и осушенной пашни, участков закрытого грунта ставки налога по ним определяются исходя из ставок по аналогичным группам почв не мелиорированной пашни и коэффициента соотношений доходности (продуктивности) видов угодий с доходностью (продуктивностью) не мелиорированной пашни.
В целях экономического стимулирования эффективного использования наиболее ценных угодий средние ставки земельного налога за них должны устанавливаться не ниже налога за не мелиорированную пашню.
Ставки налога за залежь принимаются в размере ставок налога по соответствующим группам почв не мелиорированной пашни.
За расположенные вне населенные пунктов земли несельскохозяйственного назначения (статьи 9 и 10 Закона Марийской ССР "О плате за землю") налог взимается по средним ставкам земельного налога за сельскохозяйственные угодья в целом по этим территориям, а также по административным районам, которые рассчитываются как средневзвешенные по структуре этих угодий. В лесных районах средние размеры налога в целом по району или по крупным лесохозяйственным предприятиям определяются исходя из средней таксовой стоимости спелого леса данного района (предприятия).
4. Ставки налога за земли в границах сельских населенных пунктов устанавливаются в размере одной копейки за квадратный метр. площади. При этом с учетом благоприятных условий размещения земельных участков сельские Советы народных депутатов могут повышать ставки налога, но не более чем в два раза.
Ставки налога за расположенные в сельской местности земли садоводческих и животноводческих товариществ, дачно-строительных кооперативов, а также участки, используемые для индивидуального и коллективного огородничества, устанавливаются в размере одной копейки за квадратный метр участка. Советы народных депутатов, в чье ведение входят эти земли, могут по выдать ставки налога, но не более чем в два раза.
5. Ставки налога за земли в границах городов, рабочих и дачных поселков устанавливаются городскими, поселковыми Советами народных депутатов в соответствии с приложением 2 к Закону Марийской ССР "О плате за землю" (за исключением земель сельскохозяйственного пользования, а также занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными гаражами). В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам. Налог за земельные участки, превышающие по площади установленные нормы отвода, взимается в двукратном размере.
6. Средняя ставка налога по конкретному городу, поселку устанавливается в размере норматива таблицы 1 приложения 2 к Закону Марийской ССР "О плате за землю". При этом указанная в таблице 1 средняя ставка налога по г. Йошкар-Оле увеличивается кратно коэффициенту 2,2 за счет статуса (столица республики) и уровня развития его социально-культурного потенциала.
Для поселков, расположенных в зонах отдыха, указанных в таблице 3 приложения 2 к Закону Марийской ССР "О плате за землю", норматив из таблицы 1 приложения 2 увеличивается кратно коэффициенту из таблицы 3 этого приложения.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории городскими Советами народных: депутатов. В расчете ставок земельного налога учитываются только утвержденные в установленном порядке зоны. При перекрытии различные зон принимается один из увеличивающих ставку коэффициентов - максимальный.
7. В городах, поселках, по которым выполнена комплексная экономическая оценка территории, материалы этой оценки принимаются за основу для определения показателей градостроительной ценности территории и дифференциации средней ставки земельного налога в городе, поселке по зонам различной градостроительной ценности территории на основе утвержденной проектно-планировочной документации (генеральных планов городов, поселков, промышленных узлов, проектов детальной планировки, схем и проектов районной планировки и др.).
8. В городах и поселках, где отсутствуют материалы комплекс ной экономической оценки территорий, временно до ее разработки, допускается дифференциация средних ставок земельного налога путем экспертной оценки специалистов с учетом проектно-планировочной, землеустроительной и другой необходимой документации. Экспертным путем определяются коэффициенты относительной ценности территории с учетом следующих факторов:
доступность к центру города, местам трудовой деятельности, объектам культуры и бытового обслуживания населения;
уровень инженерного оборудования и благоустройства территории и застройки;
уровень развития сферы культурно-бытового Обслуживания населения;
эстетическая, историческая ценность застройки и ландшафтная ценность территории;
состояние окружающей среды, санитарных и микроклиматических условий;
инженерно-геологические условия строительства и степень подверженности территории разрушительным природным воздействиям;
рекреационная ценность территории и др.
9. Ставки налога по зонам градостроительной ценности утверждается городскими, поселковыми Советами народных депутатов. При этом сумма земельного налога за облагаемую территорию в целом по городу, поселку, рассчитанная по его зонам, должна быть равна сумме налога по средней ставке данного города, поселка, установленной в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка.
10. В зонах охраны памятников истории и культуры, зонах регулирования застройки и других районах города, представляющих историческую ценность, повышающие коэффициенты таблицы 2 приложения 2 Закона Марийской ССР "О плате за землю" применяются по представлению городских органов охраны памятников истории и культуры при установлении налога за земли владельцев и пользователей, нарушающих установленный охранный режим территории.
11. Ставки налога в городах и поселках за земли, занятые жилищным фондом (государственным, общественным, кооперативным и индивидуальным), исчисляются в размере трех процентов ставки земельного налога соответствующей зоны города, поселка.