Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" поставлена задача - снизить к 2020 году энергоемкость валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом за счет рационального использования энергии и энергетических ресурсов.

Целью энергетической политики Правительства Республики Марий Эл является максимально эффективное использование топливно-энергетических ресурсов для устойчивого роста экономики и качества жизни населения республики.

Энергетическая эффективность выражается в сокращении потребления энергии на выполнение одного и того же объема работ: освещения, обогрева, производства какого-либо товара. Для потребителей энергетическая эффективность означает меньшие затраты на коммунальные услуги, для страны - экономию ресурсов, для экологии - ограничение выбросов в атмосферу парниковых газов, для энергокомпаний - снижение рискованных затрат на дорогое строительство в условиях роста потребления топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР).

Существенные потери тепла и ресурсов происходят при эксплуатации инженерных систем и оборудования. Причинами являются неэффективная загрузка мощностей, когда установленная мощность котельной существенно превышает ее фактическую нагрузку по выработке тепловой энергии, и повышенный износ энергетического оборудования, сложившийся в результате недофинансирования статьи расходов предприятия "капитальный ремонт".

Энергосберегающие меры являются альтернативным инвестиционным решением строительству новых источников энергии и требуют в 2,5 - 8 раз меньше затрат, необходимых для создания аналогичных генерирующих мощностей, вследствие значительного потенциала энергосбережения.

Недостаточными темпами ведется работа по повсеместному внедрению средств учета и контроля всех видов ресурсов, без чего в принципе невозможно их эффективное использование.

Вследствие несовершенства хозяйственных отношений остается неразвитым рынок оказания услуг по оптимизации потребляемых энергоресурсов, отсутствуют четкие правовые механизмы деятельности саморегулируемых организаций в сфере энергоаудита.

Снижение энергоемкости экономики за счет внедрения инновационных технологий остается на крайне низком уровне. И это далеко не полный перечень тех проблем, которые делают неэффективным государственное управление в данной сфере.

Рост ставок тарифов на тепловую и электрическую энергию, цен на газ, опережающий уровень инфляции, приводит к снижению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, повышению расходов бюджетов всех уровней на энергообеспечение жилых домов, организаций социальной сферы, увеличению коммунальных платежей населения. Все эти негативные последствия приводят к необходимости экономии энергоресурсов и актуальности проведения целенаправленной политики энергосбережения.

Вопросы экологии и дефицита топливно-энергетических ресурсов обуславливают необходимость разрабатывать и внедрять технологии использования альтернативных топливных ресурсов и возобновляемых источников энергии.

Развитие получают нетрадиционные источники энергии (биогаз, биомасса). Биомасса - органическая субстанция, формирующаяся в результате деятельности живых или недавно живших организмов, либо хозяйственной деятельности человека. Компонентами биомассы являются отходы лесной переработки, органические отходы растениеводства и животноводства, органические фракции канализационных стоков. Получение биогаза из органических отходов крупного рогатого скота, свиней и птицы позволит обеспечить независимость сельскохозяйственных комплексов и объектов их инфраструктуры от внешних энергетических сетей.

В целях повышения энергетической эффективности ресурсов предусматривается расширение использования альтернативных местных видов топлива.

В энергетической стратегии России на период до 2020 года отмечается, что торфяная отрасль, благодаря низкой трудоемкости и энергоемкости добычи топливного торфа, простоте транспортных схем и коротким расстояниям вывозки, сохраняет конкурентоспособность по сравнению с другими видами ввозимого твердого топлива.

По состоянию на 1 января 2009 г. на территории Республики Марий Эл расположены 457 торфяных месторождений, площадь которых в границах промышленной глубины 55 277,1 гектара, с ресурсами торфа в количестве 197,5 млн. тонн при 40 - процентной влажности.

Для использования торфа в качестве топлива имеются все условия:

значительные запасы торфа, исходного сырья для производства брикета;

действующие торфяные предприятия с производственными мощностями (открытое акционерное общество "Ронгинское торфобрикетное предприятие" - 30,0 тыс. тонн в год и открытое акционерное общество "Параньгинское торфопредприятие" 20,0 тыс. тонн в год);

производство топлива в непосредственной близости от потребителя взамен завозного каменного угля, что снижает транспортные расходы;

развитие собственного производства, которое обеспечивает занятость населения.

Использование местных видов топлива, прежде всего, торфа, древесины позволит существенно снизить тариф на тепловую энергию (по некоторым оценкам в 3 раза), а также потребление в республике природного газа в энергетических целях на 14 процентов. Использование всех имеющихся на территории республики твердых бытовых отходов позволит сэкономить 12 процентов природного газа. Но все эти технологии также требуют серьезных интеллектуальных, технологических, временных и финансовых затрат.

В целях осуществления мероприятий по сокращению ресурсопотребления на территории Республики Марий Эл приняты:

Закон Республики Марий Эл от 23 июня 2004 года N 23-3 "О республиканской целевой программе "Развитие теплоэнергетического комплекса Республики Марий Эл на 2004-2010 годы";

постановление Правительства Республики Марий Эл от 13 марта 2009 г. N 62 "Об утверждении республиканской адресной программы "Поэтапный переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов" на 2009 - 2011 годы";

распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 27 февраля 2009 г. N 90-р "О Концепции повышения эффективности энергопотребления в организациях бюджетной сферы Республики Марий Эл на период до 2012 года". В рамках реализации данной Концепции органами исполнительной власти Республики Марий Эл разработаны и утверждены ведомственные целевые программы и планы мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности до 2012 года.

Для выполнения задач по энергосбережению и повышению энергетической эффективности необходимо принятие следующих мер:

установление запретов на использование энергорасточительных технологий;

экономическое стимулирование повышения эффективности использования природного газа;

введение маркировки энергопотребляющих оборудования и машин по уровню (классу) энергетической эффективности при установлении обязательности такой маркировки;