Недействующий

О СОЗДАНИИ И ВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КАДАСТРА И МОНИТОРИНГА ОБЪЕКТОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

2. Градостроительный кадастр в системе территориальной информации


Градостроительный кадастр в соответствии с его основным назначением характеризуется местом в системе регулирования обустройства и использования территории. Среди наиболее актуальных проблем, решение которых связано с формированием градостроительного кадастра, следует выделить осуществление жилищной программы, обоснование ставок налогов на недвижимость (земельные участки, здания и сооружения) или ставок арендной платы и оформление правоотношений, связанных с пользованием недвижимостью.

Используемые в управленческой деятельности сведения о территории содержатся более чем в двух десятках отраслевых информационных системах. Сбор и обработка информации в них ведётся с различными целями, различными требованиями её достоверности, по различным методикам. Сведения, содержащиеся в отраслевых информационных системах, как правило, не совпадают и функционирование их не координируется. Отсутствие комплексной системной информации - одна из существенных причин несогласованности решений по развитию территорий, принимаемых администрациями и ведомствами, а также по операциям с недвижимостью, осуществляемым юридическими и физическими лицами. Невозможно эффективно управлять развитием территории не имея удобной в работе, надёжной, комплексной информации о ней. Создание единой системы формирования комплексной территориальной информации - одна из назревших задач для Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В первую очередь необходима координация функционирования и развития действующих информационных систем с целью формирования комплексной информации о территории, необходимой для принятия решений по регулированию её использования.

Для оформления правоотношений (выдачи документов, имеющих юридическую силу), связанных с изменением состояния и использования территории и её ресурсов, формированием и функционированием рынка недвижимости, необходима территориальная информация, обладающая правовым статусом.

Создание информационно-правовых (учетно-регистрационных систем) может базироваться на развитии и реструктурировании действующих отраслевых информационных территориальных систем. Целесообразно выделение государственных учетно-регистрационных систем следующих типов: земельный кадастр;

кадастры природных ресурсов, охраняемых природных территорий и объектов; кадастры недвижимости государственного (муниципального) значения; регистр прав владения, пользования, распоряжения недвижимостью; регистры налогообложения недвижимости, платежей за пользование природными ресурсами и внешней инфраструктурой; градостроительный кадастр.

3. Общие представления о видах учета и регистрации в территориальных учетно-регистрационных системах

Наименование системы

Учитываемые и регистрируемые объекты и связанные с ними отношения

Основания для регистрации и выдачи регистрационных документов *)

1. Кадастры природных ресурсов, охраняемых природных территорий и объектов

учет природных ресурсов по их видам;
учет экологической ситуации;
регистрация запасов природных ресурсов и регламентов их использования;
регистрация особо охраняемых природных территорий, объектов и регламентов изменения их состояния;
регистрация регламентов изменения экологической ситуации

утвержденная (принятая) изыскательская, исследовательская, проектно-прогнозная, проектная и программная документация

2. Кадастры объектов, подлежащих защите от опасных природных и техногенных процессов

учет объектов и источников опасных воздействий;
регистрация объектов, подлежащих защите

утвержденные органами государственной власти, местного самоуправления перечни объектов, подлежащих защите;

 утвержденная проектная и программная документация

3. Кадастры недвижимости государственного (муниципального) значения

учет недвижимости, имеющей государственное (федеральное, субъекта Российской Федерации), муниципальное значение;
регистрация ограничений распоряжения недвижимостью

утвержденные органами государственной власти, местного самоуправления перечни объектов (хозяйственных, рекреационных, социально-культурных, транспортных, инженерных и др.) федерального, субъекта Российской Федерации, местного значения

4. Земельный кадастр

учет земельных ресурсов;
регистрация земель как объектов недвижимости

утвержденная землеустроительная документация

5. Регистр прав владения, пользования, распоряжения недвижимостью

учёт субъектов владения, пользования, распоряжения недвижимостью, их прав и обязанностей;
регистрация правоотношений, связанных с недвижимостью

имеющие юридическую силу документы, определяющие отношение юридических, физических лиц к объектам недвижимости (включая регистрационные документы кадастров и регистров)

6. Регистры налогообложения недвижимости, платежей за пользование природными ресурсами и внешней инфраструктурой

учёт субъектов и объектов налогообложения и платежей за пользование ресурсами и инфраструктурой;
регистрация установленных для налогообложения категорий ценности недвижимости;
регистрация ставок налогов на недвижимость, ставок платежей за пользование ресурсами и инфраструктурой

акты оценки объектов недвижимости;

 ставки налогообложения;

 ставки платежей за пользование природными ресурсами и внешней инфраструктурой

7. Градостроительный кадастр

учет состояния, использования и условий использования территории, её градостроительной ценности;
регистрация регламентов изменения состояния, использования и условий использования территории

утвержденная градостроительная документация

*) Для всех регистрационных систем основаниями для регистрации и выдачи регистрационных документов, помимо указанных в колонке, являются правовые, нормативные правовые и нормативные акты и документы органов государственной власти и местного самоуправления и их ведомств.

Кадастрами здесь названы системы, содержащие сведения о территориях как объектах использования и охраны, об их ресурсах, объектах недвижимости, о регламентах и изменениях состояния и использования территории и недвижимости.

Регистрами названы системы, содержащие сведения о юридических и физических лицах как субъектах прав и обязанностей, связанных с владением, использованием и распоряжением недвижимостью.

Место градостроительного кадастра в системе территориальной информации определяется его ролью учетно-регистрационной системы, содержащей агрегированную комплексную информацию о градостроительных регламентах и информацию, необходимую для контроля за их соблюдением.

4. Взаимосвязь градостроительного кадастра с другими территориальными регистрационными системами

 -----------------------------------------------------T--------------

 |                                                    |              |

 |----------------------------------    -------------+-----------  |

 ||    ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КАДАСТР    |    |КАДАСТРЫ  ПРИРОДНЫХ     |  |

 ||                                 |    |РЕСУРСОВ, ОХРАНЯЕМЫХ    +-|

 ||                                 | --}|ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И  | ||

 ||                                 | |  |ОБЪЕКТОВ                | ||

 ||                                 | |  L------------------------- ||

 || ------------------------------ | |  ------------------------- ||

 || |Градостроительные регламенты | | |  |КАДАСТРЫ ОБЪЕКТОВ,      | ||

 L+}|использования территории     +-+-+-}|ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАЩИТЕ ОТ    +-+|

  | L------------------------------ | |  |ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ И     +-+-

  |                                 | |  |ТЕХНОГЕННЫХ ПРОЦЕССОВ   | |