В рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" ФЦП "Жилище"предполагается обеспечить опережающее развитие коммунальной инфраструктуры земельных участков под жилищное строительство, в том числе в приоритетном порядке, на территориях, занятых ветхим и аварийным жилищным фондом.
Органы местного самоуправления и застройщики отмечают завершение периода так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующих коммунальных сетей, а также ограниченные возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства. Для увеличения объемов жилищного строительства необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.
Причины, определяющие недостаточный объем предложения земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, связаны с высоким уровнем монополизации и административного вмешательства на рынке жилищного строительства. Это порождает чрезмерные административные барьеры в отношении доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, получения земельного участка и разрешения на строительство.
Принятые в 2005 году федеральные законы, направленные на формирование рынка доступного жилья, в частности Градостроительный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и "О концессионных соглашениях", сформировали законодательную базу для решения задачи развития коммунальной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установили распределение ответственности за обеспечение земельных участковкоммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками. В настоящее время созданы законодательные предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса, связанного с подготовкой земельных участков для строительства, включая жилищное.
В рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" предполагается приоритетное обеспечение коммунальной
инфраструктурой микрорайонов, подлежащих комплексному освоению.
Основная бюджетная поддержка в приоритетном порядке должна направляться на строительство систем коммунальной инфраструктуры в местах массовой застройки. В местах индивидуальной застройки и "точечной застройки" строительство коммунальных систем должно осуществляться преимущественно за счет застройщиков и включаться в стоимость жилья.
Основными источниками финансирования при комплексном освоении земельных участков являются:
собственные и заемные средства застройщиков (девелоперов), ведущих строительство коммунальной инфраструктуры;
средства организаций коммунального комплекса
в соответствии с их инвестиционной программой;
средства федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Марий Эл по предоставлению государственных гарантий и субсидированию процентов по банковским кредитам для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой.
Бюджетно-финансовые мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, будут направлены на обеспечение земельных участков для жилищного строительства коммунальной инфраструктурой.
Объем федеральной финансовой поддержки будет равен общему объему средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и бюджетов муниципальных образований Республики Марий Эл на оказание поддержки в реализации инвестиционных проектов развития коммунальной инфраструктуры:
предоставление государственных гарантий на срок до трех лет включительно для частичного обеспечения каждого из кредитов на финансирование инвестиционного проекта по обеспечению участков коммунальной инфраструктурой. В 2006 году эта доля кредита, обеспеченного государственной гарантией, не может быть больше 80 процентов, в 2007 году - не более 65 процентов, а в 2008 - 2010 годах -не более 50 процентов;
субсидирование процентов по кредитам будет производиться из расчета снижения рыночных процентов по кредиту на 50 процентов на весь период кредита. Проценты по кредитам, предоставляемым по ставке выше рыночной, субсидироваться не будут.
В целях активизации рыночных процессов с 2008 года основное внимание будет уделяться государственной поддержке проектов, осуществляемых хозяйствующими субъектами.
Обоснование расходов на субсидирование процентов по кредитам основано на следующем прогнозе рыночной процентной ставки по данным видам кредитов: в 2006 году - 14 процентов, в 2007 году - 12 процентов, в 2008 году - 11 процентов, в 2009 году - 10 процентов, в 2010 году -9 процентов.
В рамках данного механизма проводится подготовка заявок на финансирование за счет средств федерального бюджета по подпрограмме "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства", входящей в состав ФЦП "Жилище".
По оценкам, затраты на обеспечение площадок коммунальной инфраструктурой составляют в среднем до 12 процентов стоимости строительства жилья на новых площадках, поскольку часть строительства жилья будет производиться на уже обеспеченных площадках в результате сноса и реконструкции жилья.
Таблица 2