Статистические данные показывают, что жилищная проблема стоит более чем перед 50 процентами семей, проживающих на территории Республики Марий Эл, которые в той или иной степени не удовлетворены жилищными условиями. Общее число семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по состоянию на 1 января 2005 г. составляло 19799, или 7,5 процента от общего числа семей (включая одиноко проживающих граждан), 6564 семьи состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий более 10 лет. Площадь ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 307,4 тыс. кв. м (2Д процента ко всему жилищному фонду Республики Марий Эл), на которых проживает 10 800 человек; 1328 семей проживает в общежитиях. Обеспеченность жильем на одного человека в Республике Марий Эл в 2005 году составила 20,8 кв. м, что соответствует среднему показателю по Российской Федерации (20,2 кв. м).
Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение и строительство жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, а также оказать определенным группам населения государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов.
Однако даже существующий платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке, что приводит к постоянному росту цен на жилье.
Предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации система градорегулирования и землепользования направлена на стимулирование привлечения частных инвестиций в жилищное строительство. Существенным препятствием для развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой. В ситуации превышения спроса над предложением на рынке жилья большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения, слабо развито кредитование застройщиков на цели жилищного строительства.
Необходимо обеспечить условия для решения одной из проблем -обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой.
Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. В очереди на улучшение жилищных условий состоит около 20 тыс. семей. Среднее время ожидания в очереди составляет 15-20 лет. В настоящее время решение этой проблемы отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. При этом по состоянию на начало 2006 года перед 2225 жителями, проживающими на территории Республики Марий Эл, и их семьями имеются государственные обязательства по обеспечению жильем.
Для выполнения поставленной задачи необходим стабильный рост инвестиций: инвестиции на строительно-монтажные работы составляют до 60 процентов общего объема инвестиций в основной капитал. Начиная с 2001 года в Республике Марий Эл наблюдается рост объема инвестиций.
Вместе с тем анализ технологической структуры инвестиций показывает снижение уровня инвестиций на строительно-монтажные работы в общем объеме инвестиций в основной капитал в 2005 году до 48,7 процента (в 2004 году - 49,9 процента, в 2003 году - 56,3 процента, в 2000 году - 64?9 процента) и увеличение уровня инвестиций на оборудование, инструмент, инвентарь до 41,5 процента в 2005 году, вместо 35,3 процента в 2003 году.
Анализ видовой структуры инвестиций в 2005 году показывает, что уровень инвестиций на строительство жилья по сравнению с предыдущим годом не изменился и составил 19,8 процента.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно - целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
входят в число приоритетов для формирования целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможности для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, задать условия для эффективного функционирования рынка жилья;
носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федерального центра;
не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера;
носят комплексный характер, и их решение окажет значительный мультипликативный эффект на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие и рост производства в Республике Марий Эл.