Хлебопечение является социально значимой сферой экономики Республики Марий Эл, хлеб и хлебобулочные изделия занимают важное место в продовольственной корзине жителей республики.
Разработка настоящей Программы обусловлена актуальностью вопросов содействия развитию конкуренции малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения Республики Марий Эл и повышению конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих в сфере хлебопечения, на среднесрочную перспективу с учетом имеющегося положительного опыта реализации предшествующей республиканской целевой программы "Развитие конкуренции малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения в Республике Марий Эл на 2010 - 2011 годы".
Реализация мероприятий вышеназванной республиканской целевой программы позволила обеспечить достижение следующих показателей деятельности малых и средних предприятий.
На 1 января 2012 г. на территории Республики Марий Эл в сфере хлебопечения осуществляют деятельность 37 малых и средних предприятий (на 1 января 2011 г. - 49). Снижение числа малых и средних предприятий, произошедшее в 2011 году, обусловлено переходом некоторых предприятий из категории средних в категорию крупных, а также изменением основного вида деятельности.
Среднесписочная численность работников (без учета внешних совместителей) малых и средних предприятий, действующих в сфере хлебопечения, на 1 января 2012 г. составила 1 429 человек.
Среднемесячная заработная плата работников малых и средних предприятий, действующих в сфере хлебопечения, в 2011 году составила 11 954 рубля с ростом к уровню 2010 года на 24,7 процента.
Объем производства хлеба и хлебобулочных изделий малых и средних предприятий, действующих в сфере хлебопечения, в 2011 году составил 29,2 тыс. т (или 70,5 процента от общего объема производства хлеба и хлебобулочных изделий в республике) и увеличился на 11,4 процента к уровню 2010 года. Увеличение объема производства хлебобулочных изделий связано с ростом потребительского спроса населения, увеличением ассортимента хлебобулочной продукции.
В 2011 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 774,7 млн. рублей. Снижение на 2,4 процента к уровню 2010 года произошло вследствие изменения в структуре товаров.
В 2010 - 2011 годах на предприятиях малого и среднего предпринимательства, действующих в сфере хлебопечения, было создано 33 новых рабочих места.
Согласно Федеральному закону от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" объем потребления хлебных продуктов (в среднем на одного человека в год) составляет 133,7 кг. В Республике Марий Эл в 2011 году потребление хлебных продуктов на душу населения в год составило 136 кг, что выше общероссийского объема потребления.
По данным Маристата, за 2011 год цена на хлеб ржаной возросла на 10,8 процента, на хлеб и хлебобулочные изделия из муки пшеничной высшего сорта - на 2,3 процента, из муки пшеничной 1 и 2 сортов цена снизилась на 10,0 процента. По состоянию на 10 марта 2012 г. средняя розничная цена по Республике Марий Эл на хлеб ржаной составляет 24,49 рубля за 1 кг, хлеб и хлебобулочные изделия из муки пшеничной высшего сорта - 38,62 рубля за 1 кг, из муки пшеничной 1 и 2 сортов - 29,42 рубля за 1 кг. Таким образом, в 2012 году цена на хлеб ржаной выросла незначительно - на 0,8 процента, на хлеб и хлебобулочные изделия из муки пшеничной 1 и 2 сортов не изменилась, из муки высшего сорта снизилась на 0,2 процента.
В рейтинговой оценке среди регионов Приволжского федерального округа республика занимает (начиная от максимальной цены) по цене за 1 кг хлеба ржаного 10 место, пшеничного 5 место, муки пшеничной 9 место.
Основными поставщиками хлеба и хлебобулочных изделий для торговой сети являются хлебопекарные предприятия республики: ООО "Махаон", ООО Фирма "Сувенир", ООО "Пекарня "Колос", ООО "Мельник", хлебозавод N 1 ООО "Универсал", ООО "Каравай", ООО "Ваш хлеб", хлебокомбинаты потребительских обществ и другие. Удельный вес продажи хлеба ржаного производства местных товаропроизводителей в общем объеме реализации его на потребительском рынке республики составляет 97,6 процента, хлеба пшеничного - 97,4 процента.
Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл еженедельно осуществляется мониторинг розничных цен на социально значимые продовольственные товары, включая хлеб ржаной и пшеничный, в 85 предприятиях торговли муниципальных образований республики. По данным мониторинга предприятий торговли г. Йошкар-Олы, по состоянию на 10 марта 2012 г. размер средней торговой надбавки на хлеб ржаной составил 10,5 процента, на хлеб пшеничный из муки высшего сорта - 10,3 процента, из муки 1 и 2 сортов - 12,0 процента.
В Республике Марий Эл постановлением Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2010 г. N 293 создана специальная комиссия по проведению мониторинга ценовой ситуации на продовольственном рынке в Республике Марий Эл, которая является координационным органом, способствующим осуществлению государственной политики в части мониторинга цен на социально значимые продовольственные товары в Республике Марий Эл. Основными задачами комиссии являются проведение мониторинга ценовой ситуации на продовольственном рынке в республике, подготовка информации о причинах и условиях роста цен, анализ изменения цен, разработка предложений о проведении информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка продовольственных товаров.
Повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл является приоритетной задачей социально-экономического развития республики, определенной в Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. N 214 "Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл".
Анализ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих в сфере хлебопечения, показал, что наиболее актуальными проблемными вопросами являются:
недостаточное содействие в продвижении товаров (работ, услуг) на республиканский и межрегиональный рынки; недостаток квалифицированных кадров; энергоемкое оборудование;
слаборазвитая инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих в сфере хлебопечения.
Указанные выше проблемы затрудняют более динамичное развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих в сфере хлебопечения.
Перечень основных проблем субъектов малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения в Республике Марий Эл приведен в приложении N 1 к Программе.
Основными причинами относительно медленного развития конкуренции на рынке хлебопечения являются: ограниченность рынков сбыта;
нехватка квалифицированных кадров рабочих профессий; энергоемкое производство;
слаборазвитая инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения в Республике Марий Эл.
Реализация мероприятий настоящей Программы окажет позитивное влияние на развитие конкуренции малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения и повышение их конкурентоспособности.