В Республике Марий Эл пассажирские перевозки осуществляются в городском, пригородном, междугородном и межобластном сообщениях. Перевозка организована более чем по 300 маршрутам (городским, пригородным, междугородным и межобластным сообщениям).
На маршрутах Республики Марий Эл по состоянию на 1 июля 2009 г. работало 182 хозяйствующих субъекта, имеющих лицензии на осуществление пассажирских перевозок, из них 155 - индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. За всеми перевозчиками было зарегистрировано 1 399 лицензионных карточек на автотранспортные средства. Число транспортных средств, принадлежащих субъектам - индивидуальным предпринимателям, составляет 890 единиц.
По состоянию на 1 июля 2009 г. доля индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций среди всех хозяйствующих субъектов Республики Марий Эл, имеющих лицензии на осуществление пассажирских перевозок, составляла 85,2 процента.
Однако основными перевозчиками пассажиров в Республике Марий Эл являются 6 государственных унитарных предприятий и автономных учреждений.
Автобусные маршруты связывают Республику Марий Эл с рядом регионов России, в том числе с городами Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Чебоксары, Киров, Уфа, Ульяновск и др.
В сфере перевозки пассажиров автомобильным транспортом барьеры к доступу хозяйствующих субъектов для осуществления данного вида деятельности отсутствуют. С целью определения перевозчиков по городским и межмуниципальным маршрутам проводятся открытые конкурсы на право заключения договоров на транспортное обслуживание населения на территории Республики Марий Эл.
Информация о проведении конкурсов публикуется в официальных средствах массовой информации, на официальном сайте Правительства Республики Марий Эл и в сети Интернет. Доступ участников рынка к существующей транспортной инфраструктуре не ограничен.
Для эффективного развития конкуренции пассажироперевозок в Республике Марий Эл разработана нормативно-правовая база. В данной сфере деятельности обеспечена прозрачность процессов допуска хозяйствующих субъектов для участия в конкурсе, к их отбору и дальнейшему осуществлению деятельности. Льготы и преференции отдельным группам перевозчиков не установлены.
В Республике Марий Эл выявляются факты нарушений правил перевозки пассажиров - не выдерживается время отправления и прибытия, нарушается скоростной режим, отсутствуют разрешения на работу по маршруту. Указанные нарушения ставят в невыгодное положение остальных перевозчиков, нарушая их право на равные конкурентные условия в осуществлении данного вида деятельности. Устранение вышеуказанных нарушений является одной из основных задач для формирования нормальной конкурентной среды в сфере пассажироперевозок.
Основными проблемами в развитии рыночных отношений в сфере пассажирских перевозок и создании условий для развития конкуренции являются допуск перевозчиков на рынки пассажирских перевозок, тарифное регулирование перевозок и компенсация расходов перевозчиков, связанных с перевозкой пассажиров, имеющих льготы или преимущества по проездной плате.
На сегодняшний день в федеральных законодательных актах особенности организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом не отражены, не определена процедура привлечения перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования, не сформулированы допустимые условия (критерии) отбора перевозчиков в целях осуществления указанных перевозок. Поэтому субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вынуждены самостоятельно устанавливать основы правового регулирования в сфере организации транспортного обслуживания населения.
На пассажирском транспорте установлено государственное регулирование тарифов на услуги, что ведет к необходимости производить дофинансирование предприятий пассажирского транспорта с включением сумм субсидий в расходную часть консолидирующего бюджета Республики Марий Эл. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16 ноября 2009 года N 242 "Об утверждении Порядка финансирования перевозчиков в связи с выполнением ими социальных перевозок" определены категории юридических лиц, имеющих право на получение субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл, а также порядок и условия предоставления данных субсидий.
Сегодня крайне необходима методика определения пассажирских тарифов на основе учета экономически обоснованных затрат.
В настоящее время действуют нормативно-правовые акты различных уровней государственной власти, предоставляющие льготы или преимущества на проезд в общественном транспорте различным категориям граждан. В то же время механизм обязательного покрытия расходов, связанных с перевозкой этой категории пассажиров, не разработан.
Для создания условий развития конкуренции на рынке пассажирских городских и междугородних перевозок необходимо:
развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры пассажирского автомобильного транспорта общего пользования, обеспечивающей наличие конкуренции;
обеспечение доступа и условий работы перевозчиков всех форм собственности, реализация конкурсных процедур отбора перевозчиков при осуществлении регулярных перевозок пассажиров;
внедрение системы контроля удаленного доступа (ГЛОНАСС) на транспорте, осуществляющем перевозку пассажиров, имеющих льготы или преимущества, что создаст предпосылки для последовательного подключения к этой системе транспортных средств частных перевозчиков;
создание условий для внедрения новых транспортно-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг.