Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2010 - 2012 ГОДЫ" (с изменениями на: 19.12.2011)

 3.2.6. Фармацевтическая и медицинская продукция

Рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами был сегментирован в соответствии с территорией деятельности участников рынка согласно административным границам муниципальных районов и городских округов Республики Марий Эл по итогам 2007 года. В результате выделено 17 локальных рынков.

Товарный рынок в пределах географических границ городского округа "Город Йошкар-Ола" характеризуется умеренной рыночной концентрацией при неравномерном распределении долей участников рынка, а также наибольшим числом аптечных учреждений по сравнению с иными муниципальными образованиями Республики Марий Эл. Доля товарооборота аптечных учреждений города Йошкар-Олы в общем товарообороте Республики Марий Эл составляет около 60 процентов.

Основными участниками рынка фармацевтической и медицинской продукции в пределах городского округа "Город Йошкар-Ола" являются открытое акционерное общество "Марий Эл - Фармация" (100 процентов акций в уставном капитале данного общества находятся в государственной собственности Республики Марий Эл), общество с ограниченной ответственностью "Производственно-перерабатывающая фирма "Панатэк" и общество с ограниченной ответственностью "Интерфарм".

В состав аптечной сети открытого акционерного общества "Марий Эл - Фармация" входят оптовый склад, 16 аптек (в том числе 2 производственные аптеки), 12 аптечных пунктов.

В состав аптечной сети общества с ограниченной ответственностью "Производственно-перерабатывающая фирма "Панатэк", которое является членом Ассоциации фармацевтических предприятий Республики Марий Эл, входят 11 аптек и аптечных пунктов готовых лекарственных средств.

В состав аптечной сети общества с ограниченной ответственностью "Интерфарм", которое является членом Всероссийской фармацевтической лиги, Ассоциации фармацевтических предприятий Республики Марий Эл, входят 11 аптек и аптечных пунктов готовых лекарственных средств.

Прочие локальные рынки являются высококонцентрированными с малым числом хозяйствующих субъектов. Неразвитость конкуренции на фармацевтических рынках в муниципальных районах Республики Марий Эл объясняется, в частности, низким показателем плотности населения, который в среднем по Республике Марий Эл достигает 17 человек на 1 квадратный километр. При этом наибольшая плотность населения - 26,8 чел./кв. км - в Волжском муниципальном районе, минимальная - 4,29 и 5 чел./кв. км - в Килемарском и Юринском муниципальных районах соответственно.

В связи с этим показатель количества аптечных учреждений на 10 тыс. населения в городах и районах Республики Марий Эл различается незначительно - от 1,15 в Параньгинском муниципальном районе до 3,9 в Юринском муниципальном районе. Исключением является Куженерский муниципальный район, где показатель равен 9,26 (2 аптечных учреждения), притом, что в районе действует единственный участник рынка - государственное унитарное предприятие Республики Марий Эл "Аптека N 26".

В целом по Республике Марий Эл доля частных аптечных учреждений составляет 66 процентов. Однако на территории 14 из 17 муниципальных образований Республики Марий Эл фармацевтические организации, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занимают долю рынка более 35 процентов.

По состоянию на 1 января 2009 г. лекарственное обеспечение Республики Марий Эл осуществляют 77 организаций различных форм собственности и ведомственной подчиненности, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, в том числе:

государственной формы собственности - 14 (в том числе государственные унитарные предприятия - 10, открытое акционерное общество - 1, аптечных учреждений лечебно-профилактических учреждений - 3);

муниципальной формы собственности - 7 (в том числе открытое акционерное общество - 1, аптечных учреждений лечебно-профилактических муниципальных учреждений здравоохранения - 6);

федеральной формы собственности - 2;

негосударственной формы собственности - 54.

Аптечная сеть Республики Марий Эл представлена 240 объектами, в том числе 133 аптеками, 107 аптечными пунктами. На 1 аптечное учреждение приходится 2 916 человек при норме 4 - 5 тыс. человек.

На рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Республики Марий Эл лицензии на осуществление фармацевтической деятельности имеют хозяйствующие субъекты, зарегистрированные во всех районах Республики Марий Эл.

Отдельные участники рынка в качестве административных барьеров, препятствующих входу на товарный рынок либо осуществлению на нем деятельности, выделяют:

процедуру получения лицензии (при этом отмечается, что требования являются обоснованными и необходимыми для данного вида деятельности);

длительные сроки согласования любых действий и оформления различных документов в местной администрации (г. Йошкар-Ола);

значительное число контролирующих органов;

несовершенство законодательной базы, регулирующей сферу здравоохранения: многие нормативные акты требуют пересмотра ввиду несоответствия современному состоянию фармацевтического рынка.

К экономическим барьерам хозяйствующие субъекты относят:

величину устанавливаемых торговых надбавок: при утвержденном предельном уровне надбавки до 35 процентов ее фактическая величина в отдельных случаях достигает 18 - 25 процентов, что в значительной степени обусловлено высоким уровнем конкуренции;

низкая платежеспособность населения, малая плотность населения отдельных районов Республики Марий Эл;

низкий уровень рентабельности фармацевтического бизнеса;

значительная величина стартовых инвестиций;

высокая арендная плата, отсутствие торговых площадей, высокая стоимость недвижимости и сложность процедуры получения земельных участков под строительство, величина платы за подключение к электрическим сетям и т.д.

Среди иных препятствий для организации и развития фармацевтического бизнеса участники рынка называют нехватку квалифицированных кадров - фармацевтов, сезонный характер потребительского спроса.

В целях развития конкуренции в сфере розничной торговли фармацевтической и медицинской продукции необходимо: