В настоящее время является общепризнанным, что конкуренция - это неотъемлемое свойство рынка и эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления. Развитие конкурентных отношений служит необходимым условием эффективного воздействия рыночных механизмов на обеспечение устойчивого экономического роста, решение социальных проблем.
Конкурентная среда характеризуется развитой институциональной структурой, присутствием в регионе большого количества хозяйствующих субъектов различной организационно-правовой формы и конкуренцией между ними, наличием множества межрегиональных и международных связей региона, отсутствием барьеров (административных, экономических и т.д.), эффективным государственным регулированием экономики региона.
Развитие конкуренции на товарных рынках Республики Марий Эл является одним из основных направлений повышения конкурентоспособности Республики Марий Эл и является приоритетной задачей социально-экономического развития Республики Марий Эл, отраженной в Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл.
Целью Программы является создание благоприятной конкурентной среды Республики Марий Эл в интересах:
ускорения диверсификации экономики Республики Марий Эл;
повышения эффективности функционирования местных рынков, их насыщения качественными и доступными массовому потребителю товарами и услугами, решения на этой основе экономических и социальных проблем, развития предпринимательской активности и жизненного уровня населения;
внедрения в общественное сознание и деловую практику цивилизованных форм предпринимательской деятельности и конкурентной борьбы, защиты прав и интересов потребителей;
изменения целей и механизмов государственного регулирования и контроля на конкурентных рынках и в отраслях с естественной монополией, отказа от прямого административного вмешательства в региональные экономические процессы.
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
развитие конкурентной среды и обеспечение свободного доступа на рынок для всех участников;
повышение информационной прозрачности деятельности органов власти;
сокращение административных барьеров и инфраструктурных ограничений в предпринимательской деятельности;
развитие конкуренции в сфере малого и среднего предпринимательства;
организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;
развитие государственного и муниципального заказа, расширение доступа к нему участников рынка и системы электронных торгов;
создание условий для формирования конкурентной среды в отдельных отраслях экономики Республики Марий Эл.
Сроки реализации мероприятий Программы - 2010 - 2012 годы.