Жилищно-коммунальный комплекс - один из важных секторов экономики Республики Марий Эл.
По состоянию на 1 января 2008 г. жилищно-коммунальное хозяйство Республики Марий Эл характеризуется следующими объектами: котельные - 642 единицы; тепловые сети - 759,5 км; водопроводные сети - 2 516,5 км; канализационные сети - 1 207,9 км; жилищный фонд - 109 016 домов площадью 14 874,7 тыс. кв. м, в том числе ветхий и аварийный - 7 806 домов площадью 609,1 тыс. кв. м.
По состоянию на 1 января 2008 г. жилищный фонд Республики Марий Эл по проценту износа распределяется: до 30 процентов - 8 320,0 тыс. кв. м, от 31 процента до 65 процентов - 5 915,9 тыс. кв. м, от 66 процентов до 70 процентов - 489,5 тыс. кв. м, свыше 70 процентов - 149,3 тыс. кв. м. Сохранение в эксплуатации домов, возведенных более полувека назад, ведет к удорожанию их эксплуатации. Значительная часть такого жилья благоустроена частично, что определяет заметный разрыв в качестве жизни его пользователей.
В отличие от жилищного хозяйства в инженерной инфраструктуре отрасли преобладают объекты государственной и муниципальной собственности, что является необходимым условием для сохранения единого эксплуатационно-технического комплекса коммунальных организаций, обеспечения качества и надежности предоставляемых потребителям услуг.
Республика Марий Эл полностью обеспечена источниками водоснабжения. В настоящее время централизованные системы водоснабжения имеются во всех городах и районных центрах Республики Марий Эл. По состоянию на 1 января 2008 г. общая одиночная протяженность водопроводных сетей составляет 2 516,5 км, 56,7 процента эксплуатируемых водопроводных сетей нуждаются в замене, в том числе уличных, внутриквартальных и внутридворовых - 57,7 процента.
В период с 2005 по 2008 год реформа жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл позволила добиться определенных позитивных результатов.
Значительно изменился организационно-правовой статус организаций жилищно-коммунального комплекса. Если на 1 января 2006 г. управление многоквартирными домами осуществляли 29 организаций, в том числе частной формы собственности - 14 единиц, то на 1 января 2008 г. управляющих организаций насчитывается - 44 единицы, из них частных - 32 единицы. Количество частных организаций выросло в 2,3 раза.
По состоянию на 1 января 2009 г. из 10 805 многоквартирных домов, в которых в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений должны выбрать способ управления, в 9 057 домах реализован способ управления.
Количество товариществ собственников жилья в 2005 году составляло 79 единиц, к 1 января 2009 г. - 293 единицы, с ростом в 3,7 раза. Общая площадь жилищного фонда товариществ собственников жилья составляет 1 078,9 тыс. кв. м, или 11,7 процента от всего объема жилищного фонда многоквартирных домов.
Начались преобразования государственных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Из 19 предприятий приватизировано 9 предприятий.
Развитие конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве происходит медленно. Товарищества собственников жилья образованы в малой доле жилищного фонда.
Условия для развития конкурентных отношений в жилищной сфере появились с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации. Следующим нормативным актом, стимулирующим развитие конкурентных отношений, стал Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ).
В соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона N 185-ФЗ в 2009 году выполнены следующие основные условия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства:
наличие не менее 50 процентов частных организаций коммунального комплекса, действующих на территории муниципального образования;
наличие не менее 50 процентов частных управляющих компаний, действующих на территории муниципального образования;
управление не менее чем 50 процентами многоквартирных домов, находящихся на территории муниципального образования, частными управляющими компаниями;
наличие не менее 10 процентов товариществ собственников жилья от общего количества многоквартирных домов.
Развитие конкуренции в жилищной сфере также увязано с предоставлением необходимой информации, улучшением уровня юридической грамотности собственников помещений в многоквартирных домах для завершения ими процедуры выбора способа управления многоквартирными домами.
В Республике Марий Эл в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг работают 167 предприятий и организаций, в том числе организаций, оказывающих услуги в жилищной сфере, 81 единица (из них: услуги по управлению многоквартирными домами, содержанию и ремонту общего имущества - 81 единица, в том числе частной формы собственности с долей участия в уставном капитале Республики Марий Эл и муниципальных образований не более 25 процентов - 69 единиц), организаций, оказывающих услуги в сфере коммунальных услуг, 86 единиц, в том числе частной формы собственности с долей участия в уставном капитале Республики Марий Эл и муниципальных образований не более 25 процентов - 37 единиц. Доля участия частных компаний и организаций, оказывающих услуги в жилищной сфере, составляет 85,2 процента, что говорит о довольно высоком уровне конкуренции.
В сфере коммунальных услуг доля частных компаний составляет 43,0 процента.
Основными задачами по развитию конкуренции в сфере оказания жилищных услуг являются:
привлечение бизнеса и граждан к управлению жилищным фондом;
оказание организационной, правовой помощи товариществам собственников жилья, проведение семинаров с привлечением специалистов;
организация обучения лиц, имеющих намерение осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами;
совершенствование договорных отношений в жилищной сфере и приведение их в соответствие с действующим законодательством;
информирование граждан через средства массовой информации по вопросам создания товариществ собственников жилья, механизмов их деятельности, выбора способа управления многоквартирным домом;
информационное обеспечение деятельности организаций в жилищной сфере, информирование населения об их деятельности.
Основными задачами по развитию конкуренции в сфере оказания коммунальных услуг являются:
развитие механизма концессионных соглашений;