В Республике Марий Эл оказанием медицинских услуг населению занимаются около 170 организаций и индивидуальных предпринимателей.
В реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Марий Эл бесплатной медицинской помощи в 2009 году участвовало 52 учреждения здравоохранения, из них 2 ведомственных и 1 коммерческое. Один из путей повышения эффективности здравоохранения и указанной Программы - создание конкурентной среды в отрасли с оптимальным соотношением роли государства и рыночных регуляторов. Необходимо вывести все учреждения здравоохранения в конкурентную среду, в которой они вынуждены будут бороться за пациента и повышать качество его обслуживания.
В настоящее время в Республике Марий Эл на рынке медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) работают две страховые компании: открытое акционерное общество "Страховая компания СОГАЗ - Мед" и открытое акционерное общество "Страховая компания РОСНО - МС".
Тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в Республике Марий Эл тарифным соглашением.
Состав и структура тарифа на медицинские и иные услуги, предоставляемые по территориальной программе ОМС, определяются в соответствии с действующими нормативными документами решением согласительной комиссии.
Тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, не обеспечивают расходы учреждений по всем статьям затрат.
В состав тарифов входят расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, на приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря и обмундирования, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химической посуды и прочих материальных запасов, расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях, расходы на оплату организации питания в других предприятиях и учреждениях.
Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в Республике Марий Эл, - это оплата по посещениям и оплата законченных случаев лечения. Методы оплаты стационарной помощи учреждений, включенных в систему ОМС, - оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней и оплата за законченный случай госпитализации.
Доля сметного финансирования Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Марий Эл бесплатной медицинской помощи в 2009 году составила 43,2 процента.
В целях перехода на преимущественно одноканальное финансирование в Республике Марий Эл реализуется пилотный проект, в рамках которого три медицинских учреждения переведены с 1 августа 2009 г. на преимущественно одноканальное финансирование через систему ОМС.
Создание условий формирования конкурентной среды в медицине, становление и развитие конкурентоспособности медицинских услуг и медицинского труда - эффективный инструмент на пути качественного оказания медицинской помощи населению, изменения производственных отношений в самой отрасли здравоохранения и, самое главное, абсолютно необходимое условие формирования современных маркетинговых отношений между пациентом и врачом. Развитие в здравоохранении конкурентных начал позволит улучшить качество медицинских услуг.
Основными причинами отсутствия конкуренции в сфере здравоохранения являются:
несовершенная система медицинского страхования. Страховые медицинские организации должны взять на себя реальную ответственность за те страховые риски, которые они обязаны гарантировать: за возникновение заболевания граждан и качество его медицинского обслуживания;
ограниченное участие частных медицинских учреждений в реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Марий Эл бесплатной медицинской помощи (лечение).
Для формирования конкуренции на рынке медицинских услуг необходимо выполнение следующих условий:
равный доступ коммерческих лечебных учреждений и врачей, занимающихся частной практикой, к реализации медицинских услуг за счет территориальной программы ОМС;
передача части непрофильных функций (питание, услуги по обслуживанию территорий, прачечной и т.д.) на конкурсной основе коммерческим организациям;
равный гарантированный доступ пациентов к выбору поставщиков медицинских услуг, право свободного выбора врача;
право лечебных учреждений и врачей, занимающихся частной практикой, зарабатывать и иметь прибыль;
закрепление за страхующимися права самостоятельно выбирать страховую компанию, которая будет получать средства в рамках ОМС;
свобода приспособления функций и организационной структуры лечебно-профилактических учреждений к динамичным рынкам медицинских услуг;
экономические методы управления медицинскими учреждениями;
информационная открытость рынка медицинских услуг.
В рамках развития государственно-частного партнерства предполагается более активное привлечение частных учреждений здравоохранения к исполнению Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Республики Марий Эл бесплатной медицинской помощи. Значительный практический интерес представляет расширение участия частного капитала в организации офисов врачей, занимающихся частной практикой, а также привлечение частной медицины к выполнению государственного (муниципального) заказа на услуги по высокотехнологичной диагностике.
С целью развития государственно-частного партнерства в перечень учреждений, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в настоящее время включены два учреждения здравоохранения других министерств и ведомств (федеральное государственное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл", Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Марий Эл), учреждение частной системы здравоохранения (общество с ограниченной ответственностью "Центр лазерной медицины").
Планируется развитие аутсорсинга определенных функций лечебно-профилактических учреждений, в том числе функций по содержанию и эксплуатации объектов коммунального назначения и наружных сетей тепловодоэнергоснабжения и канализации, находящихся на балансе учреждений здравоохранения (передача 5 муниципальных котельных и наружных сетей, находящихся на балансе 11 учреждений здравоохранения). Это позволит, с одной стороны, значительно сэкономить на содержании соответствующей дорогостоящей инфраструктуры, с другой стороны, стимулировать развитие конкуренции малых частных предприятий.