Одними из основных путей развития конкуренции являются устранение административных барьеров, создаваемых неэффективным вмешательством государства в экономику и общественную жизнь, действующая организация государственного контроля и надзора и возникающие в связи с этим финансовые и временные издержки бизнеса и граждан.
Реализация республиканской программы "Проведение административной реформы в Республике Марий Эл в 2006 - 2010 годах", утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 июля 2006 года N 151, позволила обеспечить реализацию гражданами конституционных прав, а также сосредоточить работу государственных органов на решении необходимых обществу и государству задач.
В то же время в целях дальнейшего снижения административных барьеров необходимо продолжить работу по стандартизации, регламентации и оптимизации функций органов государственной власти, повышению их информационной открытости, эффективности взаимодействия органов исполнительной власти Республики Марий Эл и общества, реализации мер по антикоррупционной политике.
В целях обеспечения доступа к ресурсам органов государственной и муниципальной власти широкого круга заинтересованных граждан и организаций с одновременным переходом республиканских органов государственной власти на качественно новый уровень предоставления государственных услуг необходимо продолжить работу по поэтапному созданию и введению в эксплуатацию единого Интернет-портала органов исполнительной власти Республики Марий Эл в соответствии с требованиями прозрачности их деятельности, полноты раскрытия информации и удобства пользования, формированию и размещению на Интернет-портале общего реестра государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Республики Марий Эл.
К ключевым причинам возникновения административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности необходимо отнести издание правовых актов, влекущих совершение действий органами государственной и муниципальной власти и их должностными лицами, которые способствуют ограничению конкуренции и создают преграду для свободного развития малого и среднего бизнеса.
Действенным мероприятием в данном направлении является обеспечение соблюдения норм законодательства по защите конкуренции и в части, касающейся осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Министерством юстиции Республики Марий Эл на стадии проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов проводится оценка их соответствия действующему законодательству, в том числе федеральным законам от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В рамках проводимых анализов Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл выявляются барьеры доступа хозяйствующих субъектов на соответствующие товарные рынки (административные - препятствия со стороны органов власти, требования действующего законодательства; экономические - к примеру, размер первоначальных вложений, величина арендной платы и т.п.; прочие барьеры - стратегия конкурентов и т.д.).
В 2008 году антиконкурентными действиями (бездействием) органов государственной власти Республики Марий Эл были затронуты рынки услуг автомобильных перевозок, услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, строительства жилья, ритуальных услуг, розничной торговли. В частности, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл выявлено 17 нарушений статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в том числе в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов со стороны органов власти. Антимонопольным органом ведется также работа по выявлению и пресечению нарушений порядка предоставления государственной или муниципальной помощи (преференций).
В целях внедрения системы оценки воздействия на конкуренцию принимаемых нормативных правовых актов планируется разработать методику оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов на развитие конкурентной среды в Республике Марий Эл. Основными целями оценки воздействия на конкуренцию являются повышение уровня конкуренции в различных сферах экономики, на рынках товаров и услуг, ограничение вмешательства государства в экономику, а также сокращение избыточного государственного регулирования. Оценка воздействия на конкуренцию позволяет избежать регулирования, которое чрезмерно ограничивает рыночную активность, и определить все стороны, на которые будет оказано влияние вследствие принятия мер конкурентной (антимонопольной) политики.