Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2010 - 2012 ГОДЫ" (с изменениями на: 19.12.2011)

 3.2.2. Строительство

Строительную деятельность в Республике Марий Эл осуществляют 512 действующих организаций, из них 491 организация с численностью работников до 100 человек. Большую долю в общем количестве занимают организации с частной формой собственности - 481 организация (94 процента).

Наибольшие доли рынка строительства коммерческой жилой недвижимости по итогам ввода жилья в 2008 году имеют общество с ограниченной ответственностью "Телекомпания 12 регион", открытое акционерное общество "Континент", государственное унитарное предприятие Республики Марий Эл "Управление капитального строительства Правительства Республики Марий Эл", общество с ограниченной ответственностью "Тэнерго", закрытое акционерное общество "Стандартстрой". При этом доля каждой из указанных организаций не превышает 10 процентов.

Таким образом, хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке вновь возводимой жилой недвижимости Республики Марий Эл, не выявлено.

На основе статистических данных произведен анализ ценовой политики строительных организаций на рынке вновь возводимого жилья. По итогам 2008 года разрыв между фактической стоимостью строительства 1 кв. метра жилья и его рыночной стоимостью составил 160 процентов. Вместе с тем чрезмерно высокие цены на жилье одновременно являются следствием неудовлетворенного спроса и необходимости увеличения объема жилищного строительства.

По данным Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл за период с 1 октября 2005 г. по 31 декабря 2009 г. на территории республики субъектам строительного рынка в целях жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства предоставлено 68 земельных участков, в том числе по результатам проведенных аукционов 51 земельный участок. В целях индивидуального жилищного строительства в указанный период гражданам предоставлено 1 586 земельных участков, в том числе путем проведения аукционов 563 земельных участка, из них в 2006 году - 87, в 2007 году - 121, в 2008 году - 140, в 2009 году - 207.

По данным Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл, по факту выявления антиконкурентных действий при выделении земельных участков в 2006 году по итогам проверки муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола" отменено 76 постановлений главы администрации (земельные участки выделены под многоквартирные дома без проведения аукционов), в 2008 году 2 постановления органов местного самоуправления (земельные участки выделены под многоквартирные дома без проведения аукционов), в 2009 году 2 постановления органов местного самоуправления (включение в договор аренды земельного участка, предоставленного в целях жилищного строительства путем проведения аукциона, условий о возможности передачи прав по договору аренды третьим лицам). Нарушения устранены после выдачи предписания антимонопольным органом.

На строительном рынке Республики Марий Эл лицензии по осуществлению хозяйственной деятельности имеют хозяйствующие субъекты, зарегистрированные во всех муниципальных образованиях Республики Марий Эл.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" предусмотрено создание саморегулируемых организаций (далее - СРО) в области строительства, проектирования и инженерных изысканий, а также исключение из сферы регулирования тех коммерческих отношений, присутствие в которых государственных структур представляется излишним и не оправданным с точки зрения основных функций государственного регулирования. В настоящее время созданы и зарегистрированы два некоммерческих партнерства:

"Гильдия строителей Республики Марий Эл" (по виду деятельности "Строительство");

"Зодчие" (по виду деятельности "Подготовка проектной документации").

Некоммерческое партнерство "Гильдия строителей Республики Марий Эл" приобрела статус саморегулируемой организации. Проектные организации Республики Марий Эл вступили в саморегулируемые организации Чувашской Республики, предприятия инженерных изысканий вступили в саморегулируемые организации Нижегородской области.

В сфере инженерных изысканий некоммерческое партнерство не создано.

Введение саморегулирования призвано повысить качество инженерных изысканий, проектирования и строительства зданий и сооружений взамен лицензирования при сохранении государственного контроля, что будет способствовать дальнейшему развитию конкуренции.

В области строительства в настоящее время действуют только два крупных государственных унитарных предприятия Республики Марий Эл "Управление капитального строительства Правительства Республики Марий Эл" и "Соцжилкоммунстрой".

Ключевыми факторами, препятствующими развитию конкуренции в строительстве, основными барьерами доступа на рынок новых участников и деятельности на рынке могут быть отмечены:

высокое финансовое обременение при вступлении в саморегулируемые организации и формировании компенсационного фонда для участников строительного рынка, относящихся к малому и среднему бизнесу (в Республике Марий Эл это 80 - 85 процентов всех строительных организаций). Отток субъектов малого и среднего бизнеса со строительного рынка неизбежно повлечет снижение конкуренции и, как следствие, темпов жилищного строительства;

ухудшение доступности кредитных ресурсов для строительных организаций и предприятий, а также для физических лиц для строительства жилья (долевого участия в строительстве жилья);

длительные сроки согласования при получении разрешительной документации на строительство жилья;

недостаточность земельных участков под жилищное строительство с подготовленной инфраструктурой;

отсутствие разработанных технических регламентов (взамен СНиПов, ГОСТов и т.д.), по которым должны работать строительные организации. Сегодня требования безопасности устанавливаются в технических регламентах, а положения национальных стандартов, которые ранее назывались государственными и межгосударственными стандартами, стали иметь рекомендательный характер. СНиПы выпали из правового поля нормативного обеспечения строительства. Практически в строительстве образовался нормативно-правовой вакуум. При этом техническое регулирование становится существенным фактором конкурентной среды, поскольку разработка технических регламентов может являться частью конкурентной борьбы;

длительные процедуры, а также высокие цены на подключение к электрическим, газовым сетям, системам тепло- и водоснабжения, что приводит к удорожанию инвестиционных проектов, снижая их конкурентоспособность;

непропорционально высокая нагрузка финансирования строительства мощностей для новых потребителей (в виде платы за подключение) по сравнению с действующими потребителями (в виде инвестиционной составляющей в плате за передачу электроэнергии) ограничивает конкуренцию на строительном рынке.

В сложившейся экономической ситуации основными задачами по развитию конкуренции в сфере строительства являются:

повышение открытости и доступности информации о саморегулировании в строительстве для граждан и хозяйствующих субъектов, исполнение законодательства по саморегулированию в строительстве;

упрощение разрешительных и согласительных процедур, обеспечение доступа к услугам естественных монополий, прозрачности земельных отношений, разработка соответствующих технических регламентов в целях сокращения административных барьеров, препятствующих строительной деятельности;

привлечение бюджетных инвестиций в строительство;

государственная поддержка ипотечного жилищного кредитования;

завершение разработки документов территориального планирования муниципальных образований, правил землепользования и застройки;

развитие системы электронных торгов для создания равных условий и исключения возможности предоставления необоснованных преференций для отдельных строительных организаций;