Доля дорог по категориям регионального или межмуниципального значения в общей их протяженности, в процентах
(на 01.01.2012 г.)
Категории дорог | |||||
I | II | III | IV | V | |
Региональные и межмуниципальные автомобильные дороги: | 0,30 | 2,53 | 19,67 | 62,41 | 15,09 |
- в Уральском федеральном округе | 0,54 | 4,68 | 24,22 | 64,48 | 6,08 |
- в Югре | 0,56 | 9,63 | 64,57 | 21,33 | 3,91 |
Сеть автомобильных дорог в автономном округе имеет характерное отличие от общероссийской. Доля частных (ведомственных) автомобильных дорог в общей протяженности дорог автономного округа достигает 86%, в том числе в общей протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием, их протяженность составляет 77% (в Российской Федерации около 17%). Автомобильные дороги регионального или межмуниципального и федерального значения, составляя 20% от общей протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием, являются структурообразующими в общей сети автомобильных дорог и воспринимают основную нагрузку от автомобильного транспорта.
Отдельные участки существующих автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, особенно вблизи городских округов, характеризуются высокой интенсивностью движения, превышающей технико-эксплуатационные возможности автомобильных дорог, что не позволяет обеспечить выполнение требований к пропускной способности, комфорту и безопасности участников дорожного движения. Требуется строительство объездных дорог в обход городов, транспортных развязок и пересечений автомобильных дорог в разных уровнях, а также координация развития региональных или межмуниципальных автомобильных дорог совместно с дорогами местного значения.
Строительство частных платных автомобильных дорог в автономном округе в настоящее время не эффективно. Это объясняется относительно невысокими транспортными потоками и достаточно сложными природными условиями, приводящими к большим затратам на строительство, что исключает интерес бизнеса к сооружению платных дорог.
Промышленная направленность развития экономики автономного округа определяет постоянное увеличение в составе транспортного парка автомобилей большой грузоподъемностью, рост интенсивности движения транспорта и возрастающие нагрузки на автомобильные дороги. Доля автомобилей большой грузоподъемностью в составе транспортных средств в автономном округе в 1,4 раза превышает аналогичный показатель по Российской Федерации. В автономном округе в 2012 году было выдано 59 899 разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов по региональным или межмуниципальным автомобильным дорогам. Из них 46% от всех разрешений было выдано в Сургутском районе автономного округа.
Рост интенсивности движения ведет к необходимости реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений, приведению их транспортно-эксплуатационных характеристик к нормативным требованиям. Так, фактическая средняя интенсивность движения по мосту через р. Обь в районе г. Сургута в 2012 году составила 10 895 авт./сут., превысив в 2,1 раза расчетную интенсивность движения, определенную на 2015 год. При этом сезонная неравномерность в интенсивности движения в августе, относительно января, различалась в 1,65 раза.
Сложные природные условия строительства и большие нагрузки на автомобильные дороги неизбежно ведут к повышенным затратам на их ремонт и содержание. Несвоевременное выполнение ремонта, капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог, наряду с дополнительными издержками на транспорте, в секторах экономики, а также увеличение количества ДТП приводят к необходимости увеличения затрат на приведение дорог в нормативное состояние. Практика показывает, что задержка с проведением ремонтных работ на 3 года ведет к росту дополнительных затрат на капитальный ремонт, сопоставимых с объемами затрат при выполнении их по плану.
Недостаточный уровень развития сети автомобильных дорог приводит к значительным потерям экономики, снижению качества жизни населения и инновационной привлекательности территории, является одним из существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития автономного округа.
Отмеченное выше делает актуальным:
развитие сети автомобильных дорог (строительство);
совершенствование сети автомобильных дорог (реконструкция);
формирование дорожной сети как единого транспортного пространства;
приведение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями норм и технических регламентов.
Проблемы транспортной системы требуют программно-целевого метода решения, целесообразность которого определяется:
структурой транспорта, объединяющей различные его виды транспорта, и его особой системообразующей ролью в развитии экономики и социальной сферы автономного округа;
большими финансовыми затратами и длительными сроками окупаемости инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры, определяющими их низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса и необходимость активного участия (в том числе финансового) государства в их реализации;
возможностью концентрации ресурсов на приоритетных задачах, направленных на решение системных проблем и создание условий для комплексного развития всех видов транспорта;
необходимостью системного подхода к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам инвестиционных проектов;
возможностью внедрения механизма управления реализацией программных мероприятий, в том числе включающего подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность в транспортном комплексе.
Риски, возникающие с различными вариантами решения проблем транспортного комплекса как системообразующей инфраструктуры, прежде всего, связаны с безопасностью функционирования и развития социально-экономической системы автономного округа. Безопасность функционирования и развития секторов экономики и социальной сферы обеспечивается транспортным комплексом посредством снятия угроз как совокупности условий и факторов в транспортном комплексе, создающих опасность для экономики и интересов автономного округа и государства, общества и личности.
Решение проблем транспортной системы программно-целевым методом позволяет снять внутренние угрозы, которые могут возникнуть в транспортном комплексе и окажут существенное воздействие на снижение экономической и социальной безопасности автономного округа. К внешним угрозам относится фактор недофинансирования развития и совершенствования транспортного комплекса, так как это ведет к снижению темпов в повышении связанности социальной сферы и секторов экономики, уменьшению скоростей пассажиропотоков и товародвижения, росту удельных затрат на транспорте, а также к снижению безопасности его функционирования. Результатом недофинансирования будет снижение качества жизни населения и инвестиционной привлекательности автономного округа.