(далее - подпрограмма VII)
Задачей управления здравоохранением является наиболее эффективное достижение цели путем повышения качества лечебных, диагностических и профилактических мероприятий и рациональному использованию ресурсов здравоохранения.
Развитие системы здравоохранения автономного округа предусматривает комплекс организационных, управленческих, финансово-экономических мероприятий, направленных на решение следующих задач:
приоритетное развитие учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, усиление их профилактической направленности, повышение ответственности за здоровье постоянно обслуживаемого населения и усиление координирующей роли в оказании медицинской помощи на всех этапах;
оптимизация объемов стационарной помощи за счет существенного укрепления амбулаторно-поликлинической помощи, сокращения необоснованных госпитализаций, интенсификации лечебно-диагностического процесса, дифференциации коечного фонда по степени интенсивности оказания стационарной помощи, развития стационарозамещающих технологий;
повышение доступности качественной специализированной медицинской помощи для населения малых поселений (прежде всего сельского населения) на основе концентрации части этой помощи в более крупных подразделениях учреждений здравоохранения и формирования медицинских зон, оказывающих медицинскую помощь населению нескольких муниципалитетов.
рост эффективности использования ресурсов здравоохранения во всех звеньях системы, использование возникающей экономии средств для повышения ресурсоемкости отдельных случаев лечения и качества медицинской помощи.
Соблюдение основных принципов развития системы здравоохранения автономного округа:
дифференциация медицинских организаций и их подразделений по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса;
соответствие мощности и структуры сети учреждений здравоохранения доказательной (обоснованной) потребности в гарантируемой государством медицинской помощи. Эта потребность определяется с учетом численности и состава населения, показателей здоровья (прежде всего болезненности населения), показателей объемов медицинской помощи (посещения врача амбулаторного приема, койко-дни, вызовы скорой медицинской помощи), предусмотренных программой государственных гарантий;
постепенность и взаимообусловленность структурных преобразований. Рационализация сети медицинских организаций начинается с реорганизации первичной медицинской помощи. Преобразования в структуре должностей врачей-специалистов амбулаторного приема, в структуре коечного фонда и сети стационаров, а также в количестве бригад скорой медицинской помощи проводятся параллельно с мероприятиями, направленными на повышение эффективности первичной медико-санитарной помощи;
компромисс между эффективностью и физической доступностью медицинской помощи. План мероприятий обеспечивает согласование стремления граждан получать медицинскую помощь рядом с местом проживания с требованиями повышения качества оказываемой им помощи. С одной стороны, учитываются факторы доступности (расстояние между местом проживания и медицинской организацией, состояние дорог, развитие общественного транспорта и пр.), с другой - требования к техническому оснащению и уровню профессионализма работников для оказания специализированной помощи в соответствии с современными медицинскими стандартами. На местном уровне сохраняются подразделения, отвечающие требованиям мощности минимально допустимых функциональных блоков для оказания амбулаторной и стационарной помощи разных профилей. Оказание остальной необходимой специализированной помощи перемещается на более высокий уровень;
трехуровневое построение системы здравоохранения: районный (городской), межмуниципальный (зональный) и региональный. Расчетная мощность системы, необходимая для удовлетворения потребностей населения муниципального образования, распределяется между этими уровнями. Основная часть медицинской помощи оказывается на местном уровне, другая часть перемещается на зональный уровень - в учреждения, выполняющие функции межмуниципальных центров. Часть необходимой специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, оказывается на региональном уровне.
В результате укрупнения сети учреждений, реформирования системы управления, включающего ликвидацию органов управлений здравоохранения муниципальных образований, создание централизованных бухгалтерий, ожидается сокращение ежегодных расходов консолидированного бюджета, в том числе на содержание административно-управленческого персонала. Реализация плана рационализации сети медицинских организаций позволит преодолеть сложившиеся структурные диспропорции, расширить объем профилактической деятельности, повысить качество и доступность медицинских услуг.
Этапность преобразований системы здравоохранения автономного округа:
оптимизация системы оказания первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи (сокращение прочего персонала, аутсорсинг, оптимизация коечного фонда, развитие стационарзамещающих технологий, централизации ресурсов);
оптимизация службы скорой медицинской помощи (сокращение бригад путем активизации деятельности амбулаторно-поликлинического звена, в том числе создание подразделений неотложной медицинской помощи);
оптимизация маршрутизации потоков больных, концентрации ресурсов;
проведение мероприятий по исполнению полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья на территории автономного округа.
В результате преобразований к 2015 году должны быть сформированы 5 зон медицинского обслуживания:
Медицинская зона N 1.
В состав зоны включены 6 муниципалитетов: Белоярский, Березовский, Кондинский и Ханты-Мансийский районы, г.г. Урай и Ханты-Мансийск.
Многопрофильным медицинским учреждением, оказывающим специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь жителям медицинской зоны N 1 является бюджетное учреждение автономного округа "Окружная клиническая больница" (г. Ханты-Мансийск).
Медицинская зона N 2.
В состав зоны включены 3 муниципалитета: Сургутский район, г.г. Когалым и Сургут.
Многопрофильным медицинским учреждением, оказывающим специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь жителям медицинской зоны N 2 является бюджетное учреждение автономного округа "Сургутская окружная клиническая больница".
Медицинская зона N 3.
В состав медицинской зоны включены 3 муниципалитета: г.г. Нефтеюганск, Пыть-Ях и Нефтеюганский район.
Многопрофильным медицинским учреждением, оказывающим специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь жителям медицинской зоны N 3 является муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Нефтеюганская городская больница имени В.И. Яцкив".