1. Несмотря на положительную динамику вышерассматриваемых показателей и отсутствие проблем, связанных с демографической ситуацией, занятостью, существует ряд проблем, с которыми могут столкнуться участники Государственной программы.
Первостепенной для автономного округа продолжает оставаться жилищная проблема.
Автономный округ отстает от большинства субъектов Российской Федерации по уровню обеспеченности жилой площадью, опережает по показателям ветхого и аварийного жилого фонда.
Так, число проживающих в автономном округе в 2012 году составляло 1572,5 тыс. человек, из них 7,7% проживало в ветхом и аварийном жилфонде.
Удельный вес общей площади жилых помещений в многоквартирных жилых домах к общей площади всего жилого фонда составляет 89%.
Средняя рыночная стоимость 1 кв. м жилья в капитальном исполнении в I квартале 2013 года составляет 48,018 тыс. рублей, в деревянном исполнении - 32,177 тыс. рублей. Средняя стоимость в месяц аренды (найма) жилья у частных лиц однокомнатной квартиры в муниципальных образованиях автономного округа - 17,294 тыс. рублей.
В связи с чем при переезде участники Государственной программы могут столкнуться с проблемой отсутствия в отдельных муниципальных образованиях автономного округа благоустроенного жилья либо высокой арендой платой за съемное жилье.
Для решения жилищной проблемы в автономном округе ведется активное жилищное строительство, отрабатываются разные схемы приобретения жилья населением (долевое софинансирование, кредитование, компенсация процентной ставки кредита). Однако решение жилищной проблемы автономного округа только за счет средств бюджета автономного округа невозможно, требуется более активное привлечение средств самих граждан, что не всегда возможно в связи с невысоким уровнем заработной платы.
2. Немаловажной особенностью автономного округа является наличие монопрофильных населенных пунктов.
В соответствии с критериями, установленными Министерством регионального развития Российской Федерации, на территории автономного округа отнесены к монопрофильным 14 населенных пунктов, в которых градообразующими являются организации топливно-энергетического комплекса.
Необходимо отметить, что 70% населения автономного округа проживает в монопрофильных населенных пунктах, 2 из которых являются крупнейшими городами автономного округа (Сургут и Нижневартовск).
Проблемы моногородов определяются, прежде всего, тем, что их настоящее и будущее полностью зависит от состояния и перспектив развития градообразующих предприятий, от политики их собственников в отношении своего бизнеса.
В муниципальных образованиях автономного округа, отнесенных к монопрофильным населенным пунктам, участники Государственной программы, изъявившие желание осуществить переезд в эту территорию вселения, могут столкнуться с проблемой подбора рабочего места как для себя, так и для членов своей семьи (за исключением крупных городов автономного округа).
В ряде моногородов осуществляется реализация приоритетных инвестиционных проектов:
модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса г. Радужный;
реконструкция, модернизация и развитие систем водоснабжения и водоотведения г. Радужный;
реконструкция, модернизация и развитие систем теплоснабжения г. Когалыма на 2010 - 2020 годы;
реконструкция, модернизация и развитие систем водоснабжения, водоотведения г. Когалым на 2010 - 2020 годы;
строительство детского сада на 180 мест в пгт. Пойковский Нефтеюганского района автономного округа;
строительство детского сада на 320 мест в микрорайоне 11 "Б" г. Нефтеюганск;
детский сад на 320 мест в микрорайоне N 4 жилого района "Центральный" г. Нягань;
детский сад на 320 мест в микрорайоне N 6 жилого района "Центральный" г. Нягань;
детский сад на 120 мест в микрорайоне 2П г. Нижневартовск;
детский сад на 200 мест в 9-м микрорайоне г. Мегион;
детский сад на 260 мест п. Горноправдинск Ханты-Мансийского района;
расширение производства древесностружечной плиты и увеличение мощности до 265 тыс. куб. м в год в г. Советский.
После завершения реализации вышеуказанных приоритетных инвестиционных проектов участники Государственной программы смогут трудоустроиться на вновь созданные новые рабочие места.
3. Еще одна проблема, с которой могут столкнуться участники Государственной программы, - отсутствие съемного жилья и работы либо отсутствие работы при наличии возможности снимать жилье.