В условиях сохранения высокого уровня угрозы техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для устойчивого социально-экономического развития автономного округа одним из важных элементов обеспечения безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов.
Проблема заключается в обеспечении снижения рисков чрезвычайных ситуаций и потерь человеческого, природного и экономического потенциала путем концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий для безопасной жизнедеятельности и координации действий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Обеспечение условий для безопасной жизнедеятельности населения автономного округа, минимизация материального ущерба и снижение гибели людей вследствие чрезвычайных ситуаций являются важнейшими факторами для сохранения экономического потенциала округа и повышения качества жизни населения.
Эксплуатация жилого и нежилого фонда связана с непредвиденными обстоятельствами, которые могут быть следствием различных неблагоприятных явлений, аварий, чрезвычайных ситуаций, которые влекут за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности общества.
Особую тревогу вызывает количество пожаров в зданиях жилого, социально-бытового и культурного назначения (из общего количества произошедших за последние годы чрезвычайных ситуаций техногенного характера 70% чрезвычайных ситуаций произошли в результате пожаров).
Основные объекты пожаров приходятся на жилой сектор - 89,6% от общего количества пожаров, а 10,4% пожаров произошли на объектах социально-бытового и культурного назначения (административные и служебные здания, клубы, магазины, детские сады, гаражи, склады горюче-смазочных материалов и т.д.).
По состоянию на 1 января 2012 года подразделения поисково-спасательной службы укомплектованы аварийно-спасательными техническими средствами в среднем на 71,3%, в том числе:
- аварийно-спасательными автомобилями - 74%;
- аварийно-спасательным оборудованием и снаряжением - 68,5%;
- средствами связи - 71,6%.
В настоящее время на вооружении поисково-спасательных отрядов находятся: семь аварийно-спасательных автомобилей, из них: два автомобиля 1997 года выпуска, один - 2005 года выпуска (выработали ресурс и подлежат списанию); один - 2007 года выпуска (срок эксплуатации истекает в 2012 году); три - 2008 года выпуска (срок эксплуатации истекает в 2013 году); тринадцать единиц вездеходной техники, из них: семь - 2006 года выпуска и 6 - 2001 года выпуска (выработали ресурс и подлежат списанию); шесть комплектов гидравлического аварийно-спасательного инструмента 2005 года выпуска (данный инструмент по техническим характеристикам не соответствует предъявляемым требованиям по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий). Данная оснащенность поисково-спасательных отрядов не позволяет качественно выполнять аварийно-спасательные работы и своевременно оказывать помощь населению при чрезвычайных ситуациях.
Для обеспечения эффективного функционирования поисково-спасательной службы автономного округа необходимо ее оснастить аварийно-спасательной техникой, оборудованием и снаряжением, создать условия кадрового обеспечения, информированности и повышения уровня знаний населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Решение этих масштабных и разнородных задач, объединенных единой целевой установкой, возможно лишь с использованием программного метода, реализующего системный подход.
Улучшение качества получаемой информации, необходимой для подготовки прогнозов возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, может быть достигнуто путем оснащения Территориального центра анализа и прогноза угроз безопасности жизнедеятельности современным программно-аппаратным комплексом. Размещение измерительного оборудования для проведения гидрологических и метеорологических работ на территории автономного округа. Это позволит своевременно получать оперативную информацию об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также угрозе безопасности жизнедеятельности населения.
Приведение в готовность защитных сооружений гражданской обороны для укрытия населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени - одна из основных задач органов исполнительной власти автономного округа.
Строительство складских помещений позволит обеспечить необходимые условия хранения и сократит сроки выдачи средств индивидуальной защиты населению, а также уменьшит расходы, связанные с доставкой средств индивидуальной защиты населения автономного округа.
В целях обеспечения мероприятий по безаварийному пропуску льда в весенне-летний период необходимо проведение превентивных мероприятий, направленных на борьбу с ледовыми заторами на реках автономного округа. Исходя из опыта прошлых лет, на данные мероприятия необходимо приобрести взрывчатые вещества и средства инициирования, арендовать воздушные суда для доставки группы подрывников к месту работы, а также организовать хранение и охрану средств взрывания.
Одним из элементов Программы является оснащение поисково-спасательной службы автономного округа, что позволит значительно увеличить эффективность деятельности и функционирования, обеспечить высокий уровень готовности оперативного реагирования на угрозы при чрезвычайных ситуациях.
Реализация программных мероприятий в комплексе с иными мерами обеспечения мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций на территории автономного округа обеспечит создание эффективной системы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в автономном округе.
Возникающие на территории автономного округа чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера наносят имуществу муниципальных образований и автономного округа большой ущерб. Правительство автономного округа вынуждено направлять существенные объемы средств на ликвидацию ущерба.
Одним из эффективных механизмов решения проблемы является механизм страховой защиты как эффективный способ компенсации ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, снижения нагрузки на бюджет автономного округа.
Внедрение механизма страхования предполагает взаимодействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и страховых организаций, требует решения задач правового, экономического, научного, нормативно-методического и организационного характера.
Механизм реализации мероприятия страховой защиты базируется на принципах партнерства исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и вовлеченных в реализацию Программы таких финансовых институтов, как страховые организации.
Отличительной особенностью указанного мероприятия Программы является его направленность на развитие рыночного механизма компенсации ущерба от чрезвычайных ситуаций, снижение нагрузки на окружной и местный бюджеты, привлечение ресурсов страховых компаний к решению проблемы страховой защиты муниципального и государственного имущества на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обязательности возмещения ущерба.
Мероприятия в области обеспечения защиты населения и территорий автономного округа от угроз природного и техногенного характера относятся к одной из приоритетных задач развития автономного округа.
В ряду рисков, способных оказать серьезное негативное воздействие на развитие региона, стоит опасность возникновения чрезвычайных ситуаций радиационного характера, требующих, в свою очередь, проведения необходимого комплекса мероприятий, направленных на предупреждение повышенных уровней воздействия природных и техногенных источников излучения на население и окружающую среду.
(абзац введен постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.10.2012 N 398-п)
Главной целью подпрограммы "Обеспечение радиационной безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" является снижение до приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения во исполнение федерального законодательства в области обеспечения радиационной безопасности и использования атомной энергии.