Международным сообществом признана необходимость обеспечения эффективной охраны и сохранения культурного наследия. Тематика культурного наследия и разнообразия приобретает особую актуальность в рамках объявленного Генеральной ассамблеей ООН Международного десятилетия сближения культур (2013 - 2022).
ЮНЕСКО и другими международными организациями приняты основополагающие документы:
"Декларация принципов международного культурного сотрудничества" (1966 г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), "Мексиканская декларация о культурной политике" (1982 г.), Доклад Всемирной комиссии по культуре и развитию "Наше творческое разнообразие" (1996 г.), "Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии" (2001 г.), Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.), Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.), Решение Совета глав Правительств СНГ "О Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере культуры" (2011 г.), устанавливающие единые принципы и подходы к охране и сохранению культурного наследия. Международные правовые акты обязывают государства принимать активные меры по выявлению, охране, сохранению и передаче будущим поколениям культурного наследия.
Конституцией Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, а также доступ граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.
В нормативных правовых документах, определяющих стратегические направления развития культуры и социальной сферы в Российской Федерации до 2020 и на период до 2030 годов (Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, Стратегия развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2013 года N 185-п, Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп), особое внимание уделяется вопросам сохранения культурного наследия, которое рассматривается в качестве одного из основных факторов, способствующих развитию культурного и духовно-нравственного потенциала населения; важнейшего ресурса для воспитания и образования подрастающего поколения; значимого ресурса для развития культурно-познавательного туризма.
Таким образом, сфера сохранения и использования объектов культурного наследия на современном этапе не должна замыкаться на решении узкопрофессиональных вопросов. В свою очередь активное включение объектов культурного наследия в процесс социально-экономического развития общества предполагает более широкие возможности для обеспечения их сохранности.
Целью Концепции является определение приоритетных направлений развития системы сохранения и рационального использования объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года.
Задачи Концепции:
1. Характеристика современной ситуации в сфере сохранения и использования объектов культурного наследия автономного округа, анализ результатов четырехлетней работы в этой сфере (2013 - 2016 годы).
2. Определение наиболее эффективных механизмов реализации деятельности по сохранению и использованию объектов культурного наследия автономного округа.
3. Определение этапов реализации Концепции, ожидаемых результатов и показателей деятельности по сохранению и использованию объектов культурного наследия автономного округа.
4. Формирование плана мероприятий по реализации Концепции на период до 2020 года.
Концепция реализуется в соответствии с принципами:
1) историко-культурной значимости (приоритетными в этом отношении являются объекты культурного наследия XVIII - XIX в.в., а также объекты культурного наследия, которые находятся на грани утраты);