Недействующий

О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "О РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2012 – 2015 ГОДЫ"

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Движение по возрождению российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее – автономный округ) начало активно развиваться с начала 90-х годов в связи с развитием Сибирского войскового казачьего общества, как одного из старейших казачьих войск России. Несмотря на относительную кратковременность существования движения (около 20 лет), в его развитии можно выделить определенные этапы и основные тенденции.

На первом этапе (1990 - 1996 г.г.) движение по возрождению сибирского казачества развивалось в составе общероссийского общественно-политического движения, ставящего перед собой задачи политической реабилитации казаков, как репрессированного народа, культурного возрождения казачества, воссоздания казачьих войск.

Второй этап развития движения казачества (1996 - 2009 годах) связан с созданием и развитием государственной реестровой организации – Обь-Иртышского отдельского казачьего общества. Постановлением Главы администрации Ханты-Мансийского автономного округа 21 октября 1996 года N 360 утвержден устав Обь-Иртышского отдельского казачьего общества. На основании Указов Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 года N 835 "О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации" и от 16 апреля 1996 года N 563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе" Обь-Иртышское отдельское казачье общество внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

В целях методического и правового обеспечения деятельности казачьих обществ в Администрации автономного округа был создан Комитет по делам казачества. После его упразднения некоторые казачьи общества и общественные объединения казачества повели деструктивную политику, направленную на раскол казачьего движения в автономном округе. С целью консолидации казачества автономного округа и развития государственной службы российского казачества принято постановление Губернатора автономного округа от 19 февраля 2009 года N 20 "Об утверждении Устава Обь-Иртышского отдельского казачьего общества".

Третий этап (с 2009 года по настоящее время) знаменует собой качественные изменения в статусе югорского казачества. Распоряжением Губернатора автономного округа от 21 декабря 2009 года N 560-рг утвержден устав Обь-Иртышского отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества (далее - Обь-Иртышское ОКО СВКО). Осуществляется процесс перерегистрации казачьих обществ, входящих в состав Обь-Иртышского ОКО СВКО и приведение их учредительных документов и уставов в соответствие с действующим законодательством. Это позволит не только объединить все казачьи организации в составе реестрового Сибирского войскового казачьего общества, но и привлечь казаков автономного округа к несению государственной службы.

В настоящее время в состав Обь-Иртышского ОКО СВКО входят 25 казачьих обществ с общей численностью 666 человек. В период с 2012 по 2015 годы планируется увеличение числа казачьих обществ до 30 и увеличение численности казаков до 865 человек. Общая численность казаков, (включая семьи) составит 2 600 - 3 000 человек.

Сибирское казачество не избежало проблем, характерных для регионов, в которых возрождается казачество. Наиболее актуальными из них являются:

частая сменяемость атаманов;

распространение среди участников казачьего движения оценки его как несостоявшегося, не имеющего ясных целей и задач, утратившего свой позитивный потенциал;

отсутствие нормативных правовых актов автономного округа, регламентирующих деятельность российского казачества, его взаимоотношения и взаимодействие с органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

По данным мониторинга Министерства регионального развития Российской Федерации на 1 января 2007 года в 73 субъектах Российской Федерации взаимодействие с казачьими обществами осуществляют представители исполнительных органов государственной власти. Наибольшую активность российское казачество проявляет в тех субъектах Российской Федерации, в которых оно востребовано, и где действуют региональные целевые программы поддержки казачьих обществ. Поддержка казачьих обществ осуществляется в 24 субъектах Российской Федерации из четырех основных источников: федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, бюджет муниципального образования, внебюджетные источники финансирования.

Программно-целевой метод реализации запланированных мероприятий позволит придать процессу возрождения и становления российского казачества устойчивый, целенаправленный характер, более активно вовлекать казачество в социально-политические процессы автономного округа, привлекать его к участию в решении социально-значимых задач автономного округа, комплексно решать в интересах государства задачи по привлечению членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, возрождению традиционной культуры российского казачества.

Программа призвана содействовать решению проблем, препятствующих развитию казачьих обществ, созданию условий для выполнения членами казачьих обществ обязательств по несению государственной службы, развитию системы кадетских и казачьих образовательных учреждений, сохранению казачьей культуры.