ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03 ноября 2011 года N 417-п
О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года N 242-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Современное здравоохранение Югры" на 2011 – 2013 годы"
[Документ признан утратившим силу
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.10.2013 года N 397-п]
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 ноября 2007 года N 306-п "О целевых и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в целях создания условий для повышения доступности и качества медицинской помощи населению, формирования современной инфраструктуры здравоохранения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года N 242-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Современное здравоохранение Югры" на 2011 – 2013 годы" следующие изменения:
1.1. В тексте после слов "на 2011-2013 годы" дополнить словами "и на период до 2015 года".
1.2. Приложение изложить в следующей редакции:
"Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 9 октября 2010 года N 242-п
Паспорт
целевой программы Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры "Современное здравоохранение Югры"
на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года
Наименование целевой программы | "Современное здравоохранение Югры" на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке целевой программы | распоряжение Правительства автономного округа от 12.06.2010 N 190-рп "Об оценке результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ автономного округа" |
Разработчик целевой программы | Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Дата утверждения целевой программы | |
Государственный заказчик - координатор целевой программы | Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Государственные заказчики целевой программы | Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальные образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Цели | 1) повышение качества и доступности медицинской помощи; |
Задачи | 1. Развитие профилактической медицины, популяризация основ здорового образа жизни среди населения. |
Ожидаемые непосредственные результаты реализации целевой программы | По итогам 2015 года ожидается: |
Сроки реализации целевой программы | 2011-2015 годы |
Перечень подпрограмм | I . Подпрограмма "Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" и актуальных направлений развития здравоохранения Югры". |
Объемы и источники финансирования целевой программы | общий объем финансирования Программы на 2011-2015 годы составляет 32 346 241,50 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы | по итогам реализации Программы ожидается: |
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Стратегическая цель долгосрочного развития автономного округа - обеспечить сохранение его ведущей роли в общероссийской экономике как необходимой основы для повышения качества жизни населения Югры. Здравоохранение в этом контексте признается одним из ключевых направлений инновационного развития региона.
Практика реализации мероприятий, направленных на модернизацию системы здравоохранения и обновление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений в соответствии с современными требованиями, показала необходимость объединения приоритетных направлений развития здравоохранения Югры в единой программе.
В Югре на 1 января 2011 года функционирует 165 учреждений здравоохранения, из них 40 окружного подчинения, 124 - муниципального, 1 – федерального подчинения. Число отдельных зданий больничных учреждений и самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений - 386 единиц. Общая площадь зданий учреждений здравоохранения составляет 928 395,3 м?, из них 25 649,2 м? изношены более чем на 60%.
В аварийном состоянии находятся 8 зданий. Требуют реконструкции 17 зданий, проведения капитального ремонта 51 здание.
Государственная противопожарная служба и Роспотребнадзор вынесли 96 предписаний по устранению нарушений правил противопожарной безопасности и санитарно-противоэпидемического законодательства в учреждениях здравоохранения автономного округа. Для устранения 14% из них необходимо выполнение работ капитального характера.
В среднем износ всех зданий лечебно-профилактических учреждений здравоохранения автономного округа составляет 69%.
Во исполнение Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации N 889 от 4 июня 2008 года "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" и распоряжения Правительства автономного округа от 19.02.2010 N 89-рп "О вопросах энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", а также Концепции энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в здравоохранении в течение 5 лет должно быть обеспечено снижение в сопоставимых условиях объемов потребления энергоресурсов не менее чем на 15% от объема, фактически потребленного учреждениями в 2009 году, с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.
В отношении выполнения требований экологической безопасности, органами Росздравнадзора выдано 29 предписаний по отсутствию или недостаточной обеспеченности учреждений здравоохранения автономного округа специализированными аппаратами по обеззараживанию и утилизации медицинских отходов.
Несмотря на предпринятые в 2006-2008 годах меры по дооснащению учреждений здравоохранения современным лечебно-диагностическим оборудованием и санитарным автотранспортом, во многих учреждениях имеется медицинское оборудование и автомобили скорой медицинской помощи, имеющие 100%-й износ.
В структуре причин смертности населения, в том числе преждевременной, лидируют сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, а также последствия внешних причин (травмы и отравления). Эти же заболевания и состояния являются одними из основных причин инвалидизации населения, как в Югре, так и в Российской Федерации в целом. Учитывая глобальность данной проблемы, Минздравом России включены в приоритетный национальный проект "Здоровье" мероприятия, направленные на предупреждение и борьбу с сосудистыми, онкологическими заболеваниями, последствиями ДТП, проводится отбор субъектов для участия в данных федеральных мероприятиях. В этой связи региональной программой предусматривается финансирование аналогичных мероприятий.
Сахарный диабет - одно из самых распространенных заболеваний, являющееся значимой медико-социальной проблемой. В автономном округе состоит на диспансерном учете более 30 000 больных сахарным диабетом. Среди данной категории пациентов смертность от болезней сердца и инсульта наблюдается в 2-3 раза, слепота - в 10 раз, нефропатия – 12-15 раз, гангрена нижних конечностей и другие сосудистые осложнения – в 20 раз чаще, чем среди населения в целом, что обуславливает высокий уровень инвалидизации при сахарном диабете, особенно в молодом трудоспособном возрасте. Необходимость постоянного врачебного мониторинга и проведения самоконтроля, высокая стоимость лекарственных средств и расходных материалов при данной патологии требуют существенных финансовых затрат и комплексного программного подхода.
Постоянное наращивание объёмов оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи населению автономного округа, в том числе на основе государственного задания с софинансированием из средств бюджета Российской Федерации, требует бесперебойного обеспечения лечебно-профилактических учреждений современными расходными материалами и лекарственными препаратами для оказания хирургической помощи травматологическим, кардиологическим, нейрохирургическим больным.
Эпидемическая ситуация по социально значимым заболеваниям (ВИЧ-инфекция, туберкулез, гепатиты, болезни, передаваемые половым путем, психонаркологические заболевания) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре остается крайне напряженной.
С начала регистрации (1994 г.) и по состоянию на 15 июня 2010 года в округе выявлено 13 461 ВИЧ-инфицированный, из которых 73,1% - потребители иньекционных наркотиков. В ряде муниципальных образований пораженность ВИЧ-инфекцией превышает 1% населения, что свидетельствует о генерализации эпидемического процесса. С ростом абсолютного числа ВИЧ-инфицированных возрастает угроза распространения инфекции на прочие слои населения за счет активизации полового и вертикального пути передачи. В этой связи требуется комплексный программный подход к вопросам профилактики и обеспечения специализированных учреждений службы Анти-СПИД тест-системами, антиретровирусными препаратами.
Не менее важной медико-социальной проблемой для Югры является туберкулез. В 2009 году было зарегистрировано 1 224 больных, впервые заболевших активным туберкулезом. Наибольший удельный вес из общего числа впервые выявленных больных туберкулезом составляют постоянные жители округа, на втором месте осужденные в исправительных учреждениях службы исполнения наказаний, доля которых в 2009 году увеличилась на 1,7%. Несмотря на некоторую стабилизацию эпидемической ситуации, отмечается рост больных с хроническими, неизлечимыми, лекарственно устойчивыми формами туберкулеза. За прошедший год на территории Югры зарегистрировано 213 случаев смерти от туберкулеза, что на 22 случая больше, чем в 2008 году. Учитывая социальную значимость проблемы распространения туберкулеза, мероприятия, направленные на борьбу с ним, включены в приоритетный национальный проект "Здоровье", а субъектам рекомендовано предусмотреть финансирование аналогичных мероприятий в региональных отраслевых программах.
Оказание перинатальной помощи на современном уровне, в том числе выхаживание недоношенных новорожденных с экстремально низкой массой тела, является одним из приоритетных направлений совершенствования системы здравоохранения автономного округа, так как уровень младенческой смертности является одним из показателей эффективности её функционирования. Кроме этого, в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года планируется переход Российской Федерации на регистрацию новорожденных в соответствии с критериями Всемирной организации здравоохранения. Эти обстоятельства диктуют необходимость продолжения программного подхода к совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям, в том числе оснащения перинатальных центров современным диагностическим и медицинским оборудованием для выхаживания недоношенных и маловесных детей.
Проблема тотального распространения табакокурения и злоупотребления алкоголем в настоящее время приобрела болезненный для общества и государства характер. В этой связи Правительством Российской Федерации принята "Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации до 2020 года". Кроме этого в перечень федеральных мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" с 2010 года включены мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкоголя и табака, открытие Центров здоровья, их материально- техническое, организационно-методическое и кадровое обеспечение. Тиражирование основ здорового образа жизни в средствах массовой информации, а также санитарно-просветительская деятельность, направленная на профилактику заболеваний и патологических зависимостей, являются приоритетными направлениями системы здравоохранения и требуют продолжения применения комплексного программного подхода.
Реализация данной Программы позволит решить актуальные проблемы материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, повысить доступность наиболее востребованных видов специализированной и высокотехнологичной помощи, улучшить эпидемическую ситуацию по социально значимым заболеваниям.
Необходимость программно-целевого подхода к решению обозначенных проблем продиктована как внутренними потребностями отрасли, так и основными направлениями федеральных целевых программ.
Раздел 2. Цели и задачи, целевые показатели, сроки реализации Программы
2.1. Цели и задачи реализации Программы, целевые показатели
Цели Программы:
1) повышение качества и доступности медицинской помощи;
2) снижение заболеваемости, инвалидности и смертности жителей автономного округа;
3) увеличение продолжительности жизни населения.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
1. Развитие профилактической медицины, популяризация основ здорового образа жизни среди населения.
2. Повышение доступности квалифицированной медицинской помощи на основе развития информационных и телекоммуникационных технологий, внедрение новых методов дистанционного обслуживания пациентов.
3. Совершенствование действующей системы оказания медицинской помощи при различных видах заболеваний и травматизме.
4. Совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи.
5. Внедрение современных методов оказания перинатальной помощи в учреждениях родовспоможения и детства.
6. Стабилизация эпидемической ситуации по социально значимым заболеваниям.
7. Обеспечение энергоэффективности и экологической безопасности в учреждениях здравоохранения.
8. Совершенствование инфраструктуры объектов здравоохранения.
Целевые показатели Программы:
По итогам 2015 года ожидается:
- снижение больничной летальности от болезней системы кровообращения с 3,2% до 3,0%, в том числе от инфаркта миокарда - с 9,5% до 9,3%;
- увеличение доли больных, выявленных на I-II стадии, от общего числа выявленных онкологических заболеваний с 49,7% до 50,1%;
- увеличение доли компонентов крови, выданных на переливание после карантинизации или патогенной инактивации, с 70% до 90%;
- снижение ранней неонатальной смертности с 3,0 до 1,8 на 1000 родившихся живыми;
- увеличение объёмов оказания высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе:
- увеличение продолжительности жизни больных сахарным диабетом I типа мужчин - с 50,2 до 52 лет, женщин – с 61,3 до 63 лет;
- снижение распространенности туберкулеза со 174,1 до 168,5 на 100 тыс. населения;
- увеличение доли оперированных пациентов среди контингентов больных туберкулезом с 6,4% до 7,5%;
- снижение заболеваемости сифилисом с 32,4 до 29,6 на 100 тыс. населения, гонореей - с 65,4 до 63,0 на 100 тыс. населения;
- увеличение числа участников массовых профилактических мероприятий с 20 до 35 человек на 100 жителей;
- увеличение количества лиц, обученных основам здорового образа жизни в Центрах здоровья с 2% до 5%;
Показатели конечных результатов Программы:
- увеличение средней продолжительности жизни населения с 70,5 до 71,1 лет;
- снижение общей смертности с 6,8 до 6,6 на 1000 населения;