Запасы и ресурсы полезных ископаемых Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для производства строительных материалов по состоянию на 01.01.2012
N п/п | Вид полезного ископаемого | Ед. изм. запасов, ресурсов | Всего | Распределен-ный фонд | Нераспределен-ный фонд | Применение для производства строительных материалов | |||||||
Кол-во месторождений | Запасы АВС1С2 | Кол-во проявлений | Ресурсы Р1Р2Р3 | Кол-во месторождений | Запасы АВС1С2 | Кол-во месторождений | Запасы АВС1С2 | ||||||
1 | Пески для планировочных работ | млн. м3 | 974 | 1 287,6 | 0 | 0,0 | 733 | 892,0 | 241 | 395,6 | отсыпка оснований при строительстве дорог, зданий, промышленных объектов и т.д. | ||
2 | Пески строительные | млн. м3 | 47 | 1 255,6 | 10 | 3 230,8 | 5 | 26,2 | 42 | 1 229,4 | заполнитель тяжелых, легких, мелкозернистых, ячеистых и силикатных бетонов, строительных растворов, приготовление сухих смесей, устройство оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов, производство силикатного кирпича, стеновых блоков | ||
3 | Пески кварцевые | млн. м3 | 1 | 5,3 | 7 | 517,82 | 0 | 0,0 | 1 | 5,3 | стекло, керамика, силикатные изделия, карбид кремния, в качестве формовочных, огнеупорных, абразивных материалов, в цементной промышленности | ||
4 | Песчано-гравийные смеси | млн. м3 | 35 | 334,8 | 1 | 4,3 | 7 | 2,4 | 28 | 332,4 | заполнитель для тяжелого бетона, устройство оснований и покрытий автомобильных дорог, устройство балластного слоя железнодорожного пути | ||
5 | Строительный камень, в т.ч.: | млн. м3 | 14 | 27,0 | 1 | 3,3 | 6 | 12,7 | 8 | 14,3 | |||
5.1 | габбро | млн. м3 | 2 | 4,9 | 0 | 0,0 | 1 | 4,7 | 1 | 0,2 | производство щебня, бутового, блочного и облицовочного камня | ||
5.2 | Базальты (базальтоиды) | млн. м3 | 1 | 2,1 | не опред. | не опред. | 0 | 0,0 | 1 | 2,1 | производство щебня, бутового, блочного и облицовочного камня, утеплителей | ||
5.3 | конгломераты | млн. м3 | 1 | 1,7 | 0 | 0,0 | 1 | 1,7 | 0 | 0,0 | производство щебня, бутового, блочного камня | ||
5.4 | диориты | млн. м3 | 1 | 5,6 | 0 | 0,0 | 1 | 5,6 | 0 | 0,0 | производство щебня | ||
5.5 | сланцы | млн. м3 | 5 | 1,5 | 0 | 0,0 | 3 | 0,7 | 2 | 0,8 | |||
5.6 | фельзит | млн. м3 | 1 | 2,1 | 1 | 3,3 | 0 | 0,0 | 1 | 2,1 | производство блочного и облицовочного камня | ||
5.7 | мрамор | млн. м3 | 2 | 1,2 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | 2 | 1,2 | |||
5.8 | известняк | млн. м3 | 1 | 7,9 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | 1 | 7,9 | производство щебня, бутового, блочного и облицовочного камня, извести, цемента | ||
6 | Глинистые породы | млн. м3 | 56 | 19,4 | 0 | 0,0 | 35 | 15,7 | 21 | 3,7 | устройство оснований и покрытий автомобильных дорог | ||
7 | Глины кирпичные | млн. м3 | 52 | 176,6 | 25 | 10 733,7 | 2 | 1,7 | 50 | 174,9 | производство кирпича, керамзита, керамических изделий | ||
8 | Глины бентонитовые | млн. м3 | 1 | 2,6 | 1 | 25,3 | 0 | 0,0 | 1 | 2,6 | окомкование железорудных концентратов, производство формовочных смесей, керамзита, керамических изделий, адсорбентов, в буровых растворах и др. | ||
9 | Глины каолиновые | млн. м3 | 0 | 0,0 | 1 | 18,7 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | производство огнеупорных, кислотоупорных, керамических изделий, наполнителей, катализаторов и т.д. | ||
10 | Опоки | млн. м3 | 9 | 17,6 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | 9 | 17,6 | производство кирпича, керамзита, термолита, жидкого стекла, теплоизоляционных изделий, фильтровальных материалов и наполнителей, адсорбентов | ||
11 | Диатомиты | млн. м3 | 1 | 7,6 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | 1 | 7,6 | |||
12 | Диатомовые глины | млн. м3 | 8 | 38,0 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | 8 | 38,0 | |||
13 | Торф | млн. т | 258 | 1 353,5 | 2118 | 43 381,0 | 139 | 4,6 | 119 | 1 358,4 | производство тепло- и звукоизоляционных материалов, уплотнителей, торфобетона, реагентов для цементной промышленности и буровых растворов |
По состоянию на 01.01.2011 на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отходы строительства и сноса используются только на 5%, отходы деревообработки – на 3%.
Следует отметить, что серьезным ограничением при реализации инвестиционных проектов является отсутствие достаточных мощностей объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для обеспечения бесперебойной работы предприятий и перевозки стройматериалов. Создание транспортно-логистических центров в автономном округе позволит снизить долю транспортных и складских затрат в себестоимости продукции местных производителей, увеличит конкурентоспособность их продукции на внутреннем и внешнем рынках.
В условиях роста стоимости новых технологий, высокой мобильности человеческих и финансовых ресурсов решающим элементом конкурентоспособности становится скорость создания и внедрения инноваций. Внедрение проектов, имеющих инновационный характер, обеспечивает достижение высоких результатов в социально-экономическом развитии, повышении качества жизни, экологии, безопасности, повышении конкурентоспособности экономики.
В настоящее время ряд предприятий промышленности строительных материалов автономного округа проводит работу по обоснованию инновационных проектов применения новейших технологий в производстве строительных материалов (таблица 6).
Внедрение инновационных технологий на предприятиях, выпускающих строительные материалы, значительно снизит материалоёмкость, сократит влияние человеческого фактора и приведёт к повышению производительности труда.
Актуальность разработки Программы обусловлена необходимостью ускоренного развития и модернизации промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в автономном округе для соответствия объемов производства, качества и ассортимента продукции предприятий отрасли спросу по обеспечению планируемых темпов жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда.
Комплексный, сбалансированный и системный подход к решению проблемы развития промышленности строительных материалов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры возможен программно-целевым методом, преимущество которого заключается в наличии четко определенных критериев и оценочных параметров для принятия и реализации обоснованных решений.