Недействующий

О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В ХАНТЫ–МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2012–2015 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа


Устойчивое развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, качество его окружающей среды во многом зависят от обеспечения экологической безопасности, в первую очередь в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Образование отходов опережает их переработку, обезвреживание и использование. По данным регионального кадастра отходов в автономном округе ежегодно образовывается более 3 млн. тонн отходов производства и потребления, из них 45 % - промышленные отходы, 30 % – коммунальные, 10 % – древесные, 15 % - прочие отходы.

Анализ ситуации с образованием, использованием и обезвреживанием вышеназванных групп отходов показывает следующее.

Промышленные отходы.

Основной объём образующихся промышленных отходов - это отходы бурения, которые подвергаются использованию и обезвреживанию (около 60 % от ежегодно образующихся).

Однако проблема заключается в очень низких темпах рекультивации отходов бурения (в среднем за год около 200 шламовых амбаров) при большом объёме их накопления, а так же недостаточном количестве объектов обезвреживания и переработки отходов бурения.

Коммунальные, древесные и прочие отходы.

При значительных объемах образования данных видов отходов (более 1 млн. тонн в год) их использование и переработка в автономном округе практически отсутствует (около 5 % переработки и обезвреживания). В основном, отходы размещаются на полигонах и свалках. Так, из указанных групп отходов в объеме более 50 % используются и обезвреживаются только отходы металлов, полимерных материалов, органического и минерального происхождения, химические и медицинские отходы, которые составляют не более 5 % от общего количества образующихся отходов.

Размещение отходов в округе, в основном, осуществляется на полигонах и свалках. В настоящее время на территории автономного округа эксплуатируются 106 санкционированных объектов твердых бытовых отходов (далее - также ТБО) и промышленных отходов (ПО) общей площадью 756 га, из них:

36 полигонов ТБО,

18 полигонов ПО и ТБО,

5 полигонов ПО,

47 санкционированных свалок, подлежащих реконструкции и (или) закрытию.

По коммунальным отходам проблемы в основном связаны с объектами для их размещения и переработки. В настоящее время численность данных объектов в 2 раза меньше необходимой, а из действующих 34 муниципальных полигонов ТБО большая часть не соответствует природоохранным и санитарным требованиям. Кроме того, 20% муниципальных полигонов ТБО требуют расширения либо строительства новых в связи с их заполненностью более чем на 70 %.

На объектах размещения отходов производится захоронение несортированных отходов, что ведёт к безвозвратной потере полезной продукции - вторичного сырья.

Необходимо отметить, что в связи с ненадлежащей организацией сбора и вывоза отходов в муниципальных образованиях в автономном округе имеет место практика создания мест несанкционированного размещения (более 50 таких свалок бытовых отходов).

Накопление отходов на санкционированных и несанкционированных местах размещения несёт значительный экологический, экономический и социальный ущерб.

Захороненные твёрдые и пищевые отходы содержат значительное количество (до 100 наименований) токсичных соединений. В бытовых отходах населения содержатся различные красители, краски, лаки, ртуть, растворители, свинец и его соли, лекарства, пластмассы, синтетические материалы, полихлорбифенилы, металлические банки и др. Все эти загрязнители попадают на места размещения отходов в результате отсутствия сортировки отходов и входного контроля на полигонах. К тому же на полигоны попадают и отходы, которые могут быть возвращены в рецикл и после соответствующей обработки использоваться в качестве вторичных материальных ресурсов.

По мере складирования отходов накапливаются потенциально опасные загрязняющие вещества, миграция которых продолжается длительное время и после закрытия полигона, так как разложение отходов и вынос веществ из тела полигона не прекращается до устойчивого равновесия с окружающей средой.

Чрезвычайно разнородные по составу отходы при контакте с природной средой претерпевают сложные химические и биохимические изменения. В результате выделяются многочисленные соединения в жидком, твёрдом и газообразном состоянии. Наблюдается также значительное выделение тепла, газа, часто имеют место поверхностные и подземные пожары.

Химическое воздействие возможно за счёт выделения вредных веществ с эмиссиями фильтрата газовых выбросов и при разносе твёрдых отходов. При растекании фильтрата происходит загрязнение почв, растительности, подземных вод. Выделение газа в процессе разложения отходов и дыма при горении вызывает загрязнение атмосферного воздуха.

Биогенное действие выражается в привлечении и размножении птиц, насекомых, млекопитающих.

Не менее опасным может оказаться и вторичное загрязнение природных компонентов вследствие разложения органических составляющих тех или иных отходов, в результате чего могут образовываться высокотоксичные соединения.

Решение указанных проблем в области обращения с отходами в рамках Программы запланировано в 2 этапа.

На первом этапе (2012 - 2015 годы) предполагается реализовать меры, направленные на совершенствование организационного, нормативно–правового, информационного и технического обеспечения в области обращения с отходами, в том числе:

разработать нормативные правовые акты и иные акты в области обращения с отходами;

провести научно-технические работы в области обращения с отходами, а так же внедрить систему мониторинга обращения отходов;

построить новые межмуниципальные, межпоселенческие и локальные полигоны твердых бытовых и промышленных отходов;