Недействующий

О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2011 - 2013 ГОДЫ" (с изменениями на: 20.12.2013) (фактически утратил силу)

Распределение расчетной лесосеки и фактической рубки в 2009 году

 Районы      

 Рас-
четная
 лесо-
сека на
2009 -
 2010
 г.,
 тыс.
куб. м

В т.ч.
 по
 хвой-
 ному
хозяйс-
 тву,
 тыс.
куб. м

Факти-
ческая
рубка
 2009
 г.,
 тыс.
 куб.
 м.  

В т.ч.
 по
 хвой-
 ному
хозяйс-
 тву,
 тыс.
куб. м

В т.ч.
 по
хвой-
ному,
 %   

Освоение
расчетной
лесосеки,
 %    

Освое-
ние по
хвой-
 ному
 хо-
зяйс-
тву, %

Кондинский        

2150,9

1099,3

164,1

 77,89

 47  

 7,6   

 7,1  

Белоярский        

2680,1

2374,4

 2,2  

 2,2  

 100  

 0,08   

 0,09

Березовский       

3156,9

2662,0

 64,4

 64,4  

 100  

 2    

 2,4  

Нефтеюганский     

1665,5

 493,3

130,4

 32,06

 25  

 7,8   

 6,5  

Нижневартовский   

5075,1

3951,8

121,7

 81,39

 67  

 2,4   

 2,1  

Октябрьский       

1722,6

1331,5

181,2

 163,8

 90  

 10,5   

 12,3

Советский         

2127,3

1824,9

821,2

 816,1

 99  

 38,6   

 44,7

Сургутский        

3538,9

 1858  

269,6

 72,95

 27  

 7,6   

 3,9  

Ханты-Мансийский  

2539,6

1745,4

 83,7

 63,61

 76  

 3,3   

 3,6  

Итого по округу   

24656,9

17340,6

1838,5

1372,2

 75  

 7,5   

 7,9  


Действующие ведомственные нормативные документы, регламентирующие порядок исчисления лесосек, предусматривают включение всех участков спелого леса с запасом древесины на 1 га от 50 куб. м и более в расчет пользования.

Для особых условий автономного округа, имеется в виду, прежде всего, заболоченность территории, этот показатель следует увеличивать в 2 раза (экспертная оценка), т.е. все лесные участки с запасом спелого леса менее 100 куб. м на 1 га следует исключить из расчетной лесосеки, так как заготовка древесины на них нерентабельна.

Реализация указанного положения приведет к сокращению расчетной лесосеки.

Анализ размера расчетной лесосеки по составляющим породам и видам лесоматериалов с учетом экономической доступности показывает, что реальный ее размер для целей лесоэксплуатации составляет 19,4 млн. куб. м.

Указанная цифра рассматривается как верхний предел возможного объема заготовки древесины, достижение которого находится за пределами 2020 года.

Протяженность дорог круглогодового действия на 1 тыс. га земель лесного фонда незначительна. В западных районах округа, где в настоящее время заготавливается около 56% древесины от всего объема по округу, этот показатель составляет 2,15 км (Советский район), в северных районах (Березовский, Белоярский), с удельным весом лесозаготовок около 1% - 0,15 - 0,4 км и в центральных (Сургутский и Нижневартовский), где заготавливается около 20% древесины, - 0,55 - 0,72 км.

Преобладание спелых и перестойных лесов создает в округе комплекс проблем, снижающих положительное влияние лесных насаждений на окружающую природную среду. Перестойные леса, вследствие пониженного по сравнению с молодыми насаждениями, прироста древесной массы, обладают и более низкой способностью поглощения углекислого газа, способствуют возникновению пожароопасной ситуации. Рубки спелых и перестойных лесных насаждений в обоснованных объемах и при соблюдении нормативных требований способствует положительным изменениям в состоянии лесов, увеличению видового разнообразия растительности и животного мира.

Основой лесного экспорта автономного округа являются в настоящее время пиломатериалы. Объем поставок достигает немногим более 200 тыс. куб. м, что составляет около 2% от общероссийского экспорта этой продукции.

Пиломатериалы имеют международный бренд "ЮГРА" и пользуются большим спросом - северная древесина имеет более высокие физико-механические качества по сравнению с древесиной, заготовленной в южных районах.

Предметом экспорта является шпонированный брус, рынок этой продукции успешно развивается. Автономный округ также экспортирует и поставляет в соседние регионы плиты МДФ.

Из западной части округа поставляются балансы в Свердловскую область, Пермский край.

Автономный округ не имеет своего производства бумаги, картона. Эта продукция завозится из соседних областей или импортируется. Также завозится мебель, объем производства и ассортимент которой не удовлетворяет растущий спрос населения.

Внутренний рынок округа в значительный степени обеспечен пиломатериалами собственного производства.

В целом для ЛПК Ханты-Мансийского автономного округа - Югры являются ключевыми следующие проблемы:

недостаточный уровень развития ЛПК, несоответствие его уровня имеющимся лесосырьевым ресурсам;

слабая диверсификация лесопромышленного комплекса.

Каждое муниципальное образование автономного округа имеет свою специфику ключевых проблем:

Березовский район - характеризуется слабым уровнем использования лесосырьевых ресурсов, крайне низкой концентрацией спелой древесины на единице площади, расчетная лесосека 3,2 млн. куб. м используется на 2%. Дальнейшее социально-экономическое развитие района и развитие лесопромышленного комплекса связано с реализацией мегапроекта "Урал промышленный - Урал Полярный".

Белоярский район - при расчетной лесосеке 2,7 млн. куб. м заготавливается порядка 2 тыс. куб. м. Основные причины: слабая транспортная освоенность, низкая производительность древостоев, значительная заболоченность территории.

Октябрьский район - занимает одно из ведущих мест в развитии ЛПК. Благоприятное географическое положение г. Нягани, имеющаяся транспортная сеть, социальная и инженерная инфраструктура позволили реализовать в районе крупный окружной инвестиционный проект: завод по производству шпонированного бруса ОАО "ЛВЛ - Югра". В перспективе район сохраняет ведущее место в ЛПК округа.

Советский район - характеризуется наиболее высоким для автономного округа уровнем использования лесосырьевых ресурсов и является традиционным лесопромышленным районом. Район имеет все необходимые условия для сохранения в перспективе лидирующих в округе позиций по развитию лесозаготовок и лесопереработки.

Кондинский район - лесная промышленность является ведущей отраслью экономики района. Программными направлениями предусматривается сбалансированное по ресурсам развитие лесопереработки, с учетом преобладания в районе мягколиственной древесины при ограниченности хвойной (производство большеформатной фанеры, древесных плит).

Ханты-Мансийский район - уровень лесоперерабатывающей промышленности не соответствует имеющимся лесосырьевым ресурсам, продукция имеет ограниченный выход на внешний рынок. В расчетной лесосеке высокий удельный вес имеют лиственные породы (31%). Комплекс факторов обусловил невысокий уровень экономически доступных лесосырьевых ресурсов района. Программой предусматриваются в составе ЛПК района сбалансированные с ресурсами объемы заготовки древесины, производства пиломатериалов, производства деревянных домов. Образующийся избыток ресурсов заготовленной древесины рассматривается Программой в качестве одного из источников лесосырьевого обеспечения соседних районов.

Сургутский район - обладает наиболее высокими в округе ресурсами расчетной лесосеки (3,5 млн. куб. м) со значительным преобладанием лиственных пород (66%). Для эксплуатационного фонда района характерно деконцентрированное размещение лесосырьевых ресурсов, многие лесные участки расположены в транспортно недоступных местах. Учитывая эти особенности, возможно использование экономически доступных ресурсов соседних районов, например, в Нижневартовском районе.

Нижневартовский район - располагает самыми большими лесосырьевыми ресурсами (5,1 млн. куб. м) и наиболее низким уровнем их использования. Развитие ЛПК в районе потребует крупных инвестиционных вложений на организацию перерабатывающих производств, на заготовку и вывозку древесины, создание инфраструктуры (строительство дорог, жилья) лесозаготовительной промышленности.