В основу Программы заложен перевод сферы физической культуры и спорта в автономном округе на инновационную модель развития. При разработке Программы учтены вопросы, направленные на улучшение здоровья нации, повышение уровня и качества жизни жителей автономного округа, повышение конкурентоспособности спорта и престижа автономного округа на российской и международной арене.
В настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта в автономном округе, требующих неотложного решения, в том числе:
несоответствие уровня инфраструктуры для занятий физической культурой и массовым спортом задачам развития физической культуры и массового спорта в автономном округе;
недостаточное привлечение детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом, как составляющей здорового образа жизни.
В автономном округе работают 2097 спортивных сооружений. Из общего количества спортивных сооружений 12% или 253 сооружения являются приспособленными, т.е. не отвечают нормам эпидемиологической и пожарной безопасности. По результатам проверок 242 муниципальных объектов спорта надзорными органами в 2009 году в 36 выявлено 675 нарушений правил пожарной безопасности и 201 - замечания санитарно-эпидемиологической безопасности. Не устранены более 30 замечаний капитального характера.
В течении 2009-2010 гг. решением суда была приостановлена деятельность двух учреждений спорта из-за грубых нарушений пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Выявлена потребность в оснащении учреждений спорта современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, приборами учета энергоресурсов, средствами защиты от несанкционированных проникновений, террористических актов и других посягательств на жизнь и здоровье участников образовательного процесса. Ряд учреждений спорта требуют капитальных вложений для приведения материально-технической базы в соответствие с лицензионными требованиями.
Автономный округ характеризуется низким показателем обеспеченности единовременной пропускной способности спортивных сооружений, что на 4,4% и на 7% меньше, чем по России и Уральскому Федеральному округу соответственно и составляет 19,1% от норматива, установленного в РФ. В Российской Федерации данный показатель равен 23,5%. Показатель Уральского федерального округа составляет 26,1%. По данному показателю автономный округ занимает последнее место среди субъектов УрФО с разницей в 10% от показателей Курганской, Тюменской и Челябинской областей, уступая 3% Ямало-Ненецкому АО и 5% Свердловской области.
Показатель обеспеченности единовременной пропускной способности в автономном округе имеет достаточно серьезный разрыв от 14% в гг. Нефтеюганск и Нижневартовск до 47,7% в Березовском районе, что говорит о диспропорции в обеспечении населения автономного округа спортивными сооружениями.
Не менее актуальным остается вопрос низкой загрузки имеющихся спортивных объектов в муниципальных образованиях, при высоких показателях по обеспеченности спортивными сооружениями и тренерско-преподавательским составом. В настоящее время эффективность использования спортивных объектов по автономному округу составляет 62,7%. Причем, у 14 муниципальных образований данный показатель ниже среднеокружного. Самый низкий показатель - 21,7% в Березовском районе, самый высокий - 95,1% в г.Когалыме. В связи с чем, необходима реализация дифференцированного подхода к размещению спортивных объектов с учетом плотности населения, транспортной доступности, эффективности использования имеющихся объектов и развиваемых видов спорта.
Строительство спортивных объектов на территории автономного округа осуществляется как по типовым, так и по индивидуальным проектам. При строительстве обеспечивается комплексная безопасность, энергоэффективность, доступность для лиц с инвалидностью.
[Раздел 1 пункта 1.1 абзац 11 дополнен Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.06.2011 года N 227-п]
[Абзац 11пункта 1.1 изложен Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.11.2011 года N 414-п]
По состоянию на 1 января 2010 года количество занимающихся физической культурой и спортом составило 18,2% от общей численности населения. По данному показателю, в разрезе субъектов УрФО, автономный округ находится на 4 месте, уступая от 2% до 6,5% Тюменской и Челябинской областям, а так же Ямало-Ненецкому АО. В 12 муниципальных образованиях автономного округа данный показатель ниже среднеокружного от 0,6% в Белоярском районе до 8,2% в Кондинском районе.
В первую очередь это связано с низкой обеспеченностью тренерско-преподавательским составом, особенно в детско-юношеских спортивных школах. В настоящее время обеспеченность тренерско-преподавательским составом от норматива РФ (26 человек на 10 тысяч населения) составляет 39,7%. Отсутствие социально-бытовых условий для молодых специалистов, впервые приступивших к работе, низкая заработная плата позволяет трудоустраивать ежегодно только 10% выпускников высших учебных заведений для работы по специальности.
Обеспечение населения услугами физической культуры и спорта в Программе предусмотрено не только за счет расширения инфраструктуры, но и за счет повышения эффективности использования имеющихся и возводимых объектов спорта. Введение Окружного реестра объектов спорта, проведение сертификации и стандартизации объектов спорта, оказываемых услуг, дополнения в оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти муниципальных образований показателей, характеризующих развитие физической культуры и спорта должно стать теми мерами стимулирования и контроля, которые обеспечат решение задач, поставленных в Программе.