Развитие информационного общества и электронного правительства предоставляет широкие возможности для повышения качества жизни граждан Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – автономный округ), эффективности государственного управления и местного самоуправления в автономном округе, повышения качества услуг, оказываемых в электронной форме, а также создание условий для дальнейшего успешного социально-экономического развития автономного округа.
Целевая программа "Информационное общество - Югра" на 2011-2013 годы направлена прежде всего на интересы людей, на создание для них новых возможностей.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает третье место в рейтинге субъектов Российской Федерации по готовности к информационному обществу и лидирует в сводном рейтинге информационной открытости исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, который рассчитывается независимыми экспертами "Института развития информационного общества" (г. Санкт-Петербург).
Сохранение достигнутых результатов по степени готовности к развитию информационного общества и по информационной открытости исполнительных органов государственной власти является одной из задач решаемой с помощью программы.
В настоящее время становится очевидным, что для сохранения набранных темпов роста необходимо устранить целый ряд существующих барьеров.
Одним из факторов, негативно влияющих на уровень распространения информационных и телекоммуникационных технологий (далее - ИКТ) и, соответственно, развитие информационного общества в автономном округе, является довольно высокий уровень цифрового неравенства между муниципальными образованиями в использовании информационных и телекоммуникационных технологий в домашних хозяйствах. Остаются проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей. Для ускоренного развития в автономном округе информационного общества необходимо обеспечить значительное снижение стоимости предоставляемых услуг в сфере ИКТ населению с одновременным повышением их качества на основе развития конкуренции между операторами связи, поставщиками оборудования.
Еще одним фактором, препятствующим ускоренному развитию в автономном округе информационного общества, является недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования ИКТ. Это касается как населения, так и государственных и муниципальных служащих, и работников бюджетной сферы.
Существенным препятствием ускоренному развитию информационного общества в автономном округе является отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций c государственными органами власти при оказании последними государственных услуг.
Использованию потенциала информационно-коммуникационных технологий препятствует разрозненность государственных информационных ресурсов, несопоставимость данных и их дублирование.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, развития экономической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствования системы государственного управления, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.
Отсутствие информационного взаимодействия приводит к тому, что граждане, зарегистрированные (проживающие) на территории одного муниципального образования, не могут получить социальную помощь, находясь на территории другого муниципального образования. Отсутствие механизмов и технологий оперативного информационного взаимодействия региональных информационных систем между собой, либо отсутствие в отдельных региональных органах власти информационных систем, связанных с предоставлением услуг населению, зачастую приводит к прямым бюджетным потерям.
На начальной стадии развития находятся основные государственные информационные системы, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления. Лишь в незначительном количестве органов государственной власти развернуты и используются комплексные системы электронного документооборота. В единичных случаях внедряются информационно-аналитические системы планирования и мониторинга деятельности органов государственной власти. Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для планирования и определения целевых показателей деятельности органов государственной власти, а также единая информационная система контроля их достижения.
Недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.
Низкими темпами развивается нормативная правовая и организационно-методическая база, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти и органами местного самоуправления электронных услуг и необходимой информации населению, организациям и другим органам государственной власти. Не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления между собой, с населением и организациями.
Проблемой остается несовместимость программно-технических решений, невозможность обмена данными между различными созданными государственными и муниципальными информационными системами. Отсутствуют механизмы и технологии оперативного информационного взаимодействия федеральных и региональных информационных систем между собой и друг с другом.
Недостаточно развиваются технологии широкополосного доступа для конечных пользователей, остаются низкими показатели подключения к сети Интернет домашних хозяйств и бюджетных организаций, сохраняются высокие тарифы на телекоммуникационные услуги.