31. Транспортный комплекс Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представлен автомобильным, воздушным, железнодорожным, водным транспортом и включает в себя: сеть автомобильных дорог различного значения; железные дороги и водные пути; железнодорожные станции и вокзалы; автовокзалы; аэропорты и вертолетные площадки; речные порты и пристани; различные организации, осуществляющие деятельность по транспортировке пассажиров, грузов и функционированию транспортного комплекса.
На территории автономного округа действует целевая программа "Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 – 2013 годы", утвержденная постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 декабря 2010 года N 321-п. Основной целью данной программы является развитие современной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей повышение доступности и безопасности услуг транспортного комплекса для населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Основные производственные фонды транспорта имеют большой износ. Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов и инновационного развития не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли.
32. Автомобильный транспорт.
По состоянию на 1 января 2010 г. в автономном округе зарегистрировано более 629 тыс. ед. автотранспорта, в том числе: легковых автомобилей - 445 тыс. ед., автобусов – 22 тыс. ед.; грузовых автомобилей – 116 тыс. ед. На 1000 жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры приходится 290 легковых автомобилей, что превышает показатель в среднем по России на 25%.
Одной из основных проблем выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом является высокий износ автобусного парка (к концу 2010 года средний износ автобусов составит 71 %, из них 128 автобусов большого класса с износом более 100 %) и, как следствие, неэффективное потребление топлива.
33. Воздушный транспорт.
На территории автономного округа функционирует 10 аэропортов и более 120 вертолетных площадок.
Ежегодный объем обслуживаемых пассажиров в аэропортах автономного округа составляет более 1 млн. человека, а грузовых перевозок - более 12 тыс. тонн.
34. Водный транспорт.
В 2010 году на водных путях автономного округа функционировали 27 регулярных линий. По внутренним водным путям, протяженность которых составляет 5608 км, ежегодно перевозится более 290 тыс. пассажиров. Помимо промышленных, обеспечивается доставка народохозяйственных грузов в отдаленные населенные пункты автономного округа соответствии с досрочным завозом, объемы которого ежегодно составляют более 80 тысяч тонн.
Одной из основных проблем развития пассажирских перевозок водным транспортом является значительный износ пассажирских судов: по состоянию на 1 июня 2010 года он составляет 70%.
Большая часть предприятий водного и воздушного транспорта Ханты-мансийского автономного округа убыточны.
35. Железнодорожный транспорт.
Эксплуатационная длина сети железных дорог общего пользования на территории автономного округа составляет 1106 км и складывается в основном из трех, не связанных между собой, участков.
Ежегодно железнодорожным транспортом перевозится более 5 млн. пассажиров, в том числе поездами пригородного сообщения - 210 тыс. пассажиров и свыше 9,5 млн. тонн грузов.
Основной вид потребляемого топлива составляют нефтепродукты: бензин, дизель, мазут.
Общее потребление энергетических ресурсов транспортным комплексом составляет около 3,3 млн. т у.т., в том числе:
автомобильным транспортом - 2,8 тыс. т у.т. нефтепродуктов и 4 тыс. т у.т. природного газа;
железнодорожным транспортом - 130 тыс. т у.т. нефтепродуктов, 14,6 млн. кВт?ч электрической энергии, 92,6 тыс. Гкал тепловой энергии.
Приоритетными направлениями деятельности по энергосбережению являются:
оптимизация транспортных потоков;
повышение экономической эффективности использования транспорта;
внедрение регулируемого электропривода с рекуперацией электроэнергии в подвижном составе на электротранспорте;
использование современных экономичных двигателей внутреннего сгорания;
расширение использования сжатого и сжиженного газа в качестве моторного топлива;
замена изношенного подвижного состава;
реконструкция и модернизация вокзалов, станций и приведение их к требованиям энергетической эффективности.