Целевая Программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года" направлена на активизацию практических действий и расширение набора инструментов государственной политики энергосбережения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, способных обеспечить к 2020 году снижение энергоемкости валового регионального продукта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также автономный округ) не менее чем на 40 % по отношению к уровню 2007 года.
Реализация мероприятий целевой Программы будет способствовать сокращению удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы и реального сектора экономики, росту конкурентоспособности, энергетической и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Основной проблемой, решению которой способствует целевая Программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия целевой Программы в той или иной мере охватывают все отрасли экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является десятым по занимаемой площади регионом РФ (534,8 тыс. кв. км) и третьим по уровню ВРП (1811,6 млрд. руб[2].). Регион - энергодонор: 98 % добываемой нефти, пятая часть производимой электроэнергии, 40 % природного газа (из которых 32% транзит из Ямала-Ненецкого автономного округа) экспортируются в другие регионы РФ. Ввиду этих особенностей общее потребление энергоресурсов в регионе за последние годы находится на уровне 38,9 – 40,7 млн. т у.т., что составляет 25,7 – 26,3 т у.т. на человека (это в 4 раза больше среднероссийского уровня).
Большая территория региона 534,8 тыс. кв. км, суровые климатические условия обусловили сложившееся "ниточное" расположение основных населенных пунктов и обособленность удаленных территорий. Существующая инфраструктура характеризуется нехваткой транспортных коммуникаций и высокими энергозатратами на транспорт.
Характерная для региона высокая степень урбанизации (более 91 % населения проживает в городах[3], 65 % населения проживает в городах с численностью свыше 40 тыс. чел.) требует разработки и реализации схемных решений в системе теплоснабжения городов, а в совокупности с развитой инфраструктурой нефте- и газотранспорта данные решения могут быть на стыке с инфраструктурой трубопроводного транспорта.
Низкая плотность населения в сочетании с распределённостью проживания внегородского населения обусловила высокую долю децентрализованного теплоэнергоснабжения (около 65% сельских поселений не имеют централизованного энергообеспечения), для целей которого используются дизельные электростанции и угольные котельные на дорогом привозном топливе. В связи с полной выработкой их ресурса, расход топлива в несколько раз превышает нормативные значения, на отдельных станциях достигает 500 - 550 гр у.т./кВт/час. Из-за высокой изношенности оборудования и высокой стоимости энергоресурсов в отдельных удаленных населенных пунктах электроэнергия подается по часам.
Для нужд удаленного тепло и энергообеспечения ежегодно завозятся тысячи тонн угля и нефтепродуктов. Бюджетные расходы на поддержку удаленных энергосистем составляют около 0,5 млрд. руб./год.
Уровень аварийности на предприятиях нефтегазодобычи, несмотря на падающую динамику за последние 3 года, по-прежнему высокий (более чем в 2 раза превышает показатели 2002 года). Это влечет за собой увеличенные расходы энергии на трубопроводный транспорт и ухудшение экологической обстановки - загрязнение земель нефтепродуктами, минерализованными водами.
Основной потенциал энергосбережения региона сосредоточен в промышленности и транспорте энергоресурсов - сферах, большей частью регулируемых на федеральном уровне. Для его реализации и повышения безопасности и надежности федеральной энергосистемы необходимо тесное сотрудничество между регионом и центром.
Существует проблема сбора и рационального использования попутного нефтяного газа ввиду его низкой стоимости (по сравнению с затратами на подготовку и утилизацию), монополизации рынка транспорта, переработки, сбыта попутного нефтяного газа. Объем газа, сжигаемого в факелах, по данным на 01.01.2011 года составляет 4,9 млрд. куб. метров, что эквивалентно 5 млн. т. нефти. (5,6 тыс. т у.т.)[4]. Загрязняющие выбросы в атмосферу исчисляются тысячами тонн.
Одной из ключевых особенностей электроэнергетической системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является дисбаланс между энергоисточниками и сетями: существует перегрузка электрических распределительных сетей при наличии свободных мощностей на энергоисточниках.
Отсутствие полноценной системы учета и мониторинга ресурсопотребления в регионе (недостаточность приборного учета, отсутствие необходимых форм статистической отчетности, слабая координация действий между регионом и муниципалитетами и пр.) создает сложность при выработке правильных решений по повышению энергоэффективности в регионе и муниципалитетах.
Суммарное энергопотребление региона за последние три года находится на уровне 38,9 - 40,7 млн. т у.т[5]. Энергоемкость ВРП за 2007 - 2009 гг. не существенно изменилась и составляет 21,5 кг у.т. /тыс. руб.
Решить вопрос повышения энергоэффективности экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры возможно путем применения комплексного подхода, позволяющего охватить процессом энергосбережения все сферы экономики, объединив усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и населения, с привлечением средств внебюджетных источников, что требует использования программно-целевого метода.