Итак, процесс реформирования профессионального образования достаточно длителен. Он неразрывно связан с проходящими в обществе экономическими, социальными изменениями.
Сегодня система профессионального образования все еще находится в явном несоответствии с потребностями государства и формирующегося гражданского общества, с запросами экономики и социальной сферы, с нуждами региона. Устаревшая ведомственная структура образовательной системы, "моральный износ" учебных программ ведут к воспроизводству кадров, не востребуемых на рынке труда. С учетом роста безработицы это служит дополнительным источником социальной напряженности.
Особенно остро подобная негативная тенденция проявляется в сферах профессионально-технического и среднего специального образования, во многом дублирующих друг друга.
Чрезвычайно важным моментом в сохранении и развитии системы профессионального образования является разумное взаимодействие властных структур и учреждений профессионального образования. Практика показывает, что их совместная деятельность является надежным гарантом стабильности всей системы образования.
Предложенная нами концептуальная модель представляет собой совокупность моделей, подчиненных выполнению функционального назначения начального, среднего и высшего профессионального образования на уровне учебного заведения, учебно-территориального округа, региона (округа); модель функциональных целей, модель целей и задач развития; модель систем критериев управления; модель структуры управления, изложенный концептуальный подход позволяет программировать предстоящий этап развития системы непрерывного профессионального образования в ХМАО.
Стратегия развития профессионального образования, реализующая предлагаемые концептуальные модели, базируется с одной стороны на стратегии развития экономики и социальной сферы округа, с другой, на анализе существующего состояния системы профессионального образования в ХМАО, выявившихся и латентных тенденциях ее развития.
В общих чертах, долгосрочная социально-экономическая ситуация в округе видится следующим образом [1, 7]. Еще несколько десятилетий будет наращиваться добыча и переработка нефтегазового сырья. Тем не менее, спад добычи произойдет в обозримое время, поэтому, уже сейчас нужно готовиться к перепрофилированию производств с наращивания объемов к более полному извлечению и более глубокой переработке сырья. Для обеспечения жизни городов округа ресурсов хватит не на одно столетие. Поэтому за счет средств от нефтегаздобычи необходимо постепенно разворачивать производства, основанные на возобновляемых ресурсах и экономичной технологии, создавать экологически чистое наукоемкое производство, позволяющее обеспечивать жизнедеятельность населения округа. Необходима разумная демографическая политика в округе: через внедрение автоматики, передовой техники и технологии сократить физический труд и, тем самым, уменьшить приток людских ресурсов в округ. Использование уже имеющихся научных достижений позволит сохраняя традиционный уклад жизни малочисленных народов Севера значительно улучшить его качество.
Неиссякаемым источником жизнеспособности округа является интеллектуальный потенциал его населения. Определенная выше стратегия округа не может быть осуществлена без использования интеллектуального потенциала. Только система профессионального образования превращает творческий потенциал населения непосредственно в производительную силу, и поэтому соответствующая система высшего образования становится необходимым элементом реализации долговременной стратегии развития округа.
Система общего среднего образования округа претерпевает существенные изменения. Обновляется содержание образования, осваиваются и вновь создаются прогрессивные учебные программы и технологии. В городах Сургуте и Нижневартовске созданы по две негосударственные школы с обучением с 1 по 11 классы с числом учащихся 800 человек.
Вместе с тем, несмотря на наличие университета, двух институтов и двух педколледжей, в округе остро стоит проблема обеспечения школ педагогическими кадрами, общий дефицит превышает 7 %. Многие школы находятся в аварийном состоянии, строительство новых школ идет медленно, а 30 % существующих нуждается в капремонте. Свыше 40 % учащихся учатся во вторую и третью смены, а в г. Мегионе свыше 200 учащихся учатся в четвертую смену.
В округе действует 15 учебных заведений начального и среднего профессионального образования, из них 10 профессиональных училищ и 5 профессиональных лицеев. Численность учащихся в системе начального и среднего профобразования (без техникумов) составила на начало 1997 года в округе 7647 человек. Подготовка и переподготовка квалифицированных кадров на этой базе осуществляется более чем по 60 различным профессиям и специальностям, которые необходимы округу. В этих учебных заведениях работают около 1300 преподавателей, мастеров производственного обучения, работников вспомогательных служб.
Система профессионального образования в ХМАО сегодня претерпевает значительные изменения как в структурном, так и в содержательном плане. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в округе осуществляется сегодня в профессиональных училищах, расположенных в городах Ханты-Мансийске, Сургуте, Нефтеюганске, Урае, Нижневартовске, Лангепасе, Когалыме, поселках Советском, Радужном. Училища и лицеи готовят специалистов общетехнического профиля, специалистов - бухгалтеров, рабочие кадры для нефтяной промышленности, строительства, автотранспорта, сферы услуг, торговли, электроэнергетики. В некоторых училищах открыты новые специальности: предприниматель малого бизнеса, оператор ПЭВМ, секретарь - референт. Особенностью начального профессионального образования округа является то, что в ее структуре не предусмотрены специальности для традиционных форм хозяйственной деятельности коренных северных народов, что, разумеется, не исключает возможностей обучения в училищах округа молодежи из числа коренных северян по имеющимся современным рабочим специальностям.
К сожалению, традиционная подготовка рабочих кадров отличается недостаточной гибкостью по отношению к меняющимся запросам рынка труда округа. Кроме того, почти все ПУ расположены в городах, отсутствие структур начальной профессиональной подготовки в районах, других крупных населенных пунктах, существенно снижает образовательные возможности молодежи округа.
Среднее специальное образование в округе представлено 12 самостоятельными учебными заведениями и 6 филиалами и УКП. Они расположены в городах округа Ханты-Мансийске, Сургуте, Нефтеюганске, Нижневартовске, Лангепасе, Пыть-Яхе, Лянторе. ССУЗы округа ориентированы на подготовку специалистов для нефтяной промышленности (3 техникума), сферы образования (3 педагогических колледжа), здравоохранения (3 медицинских училища), а также специалистов общетехнического назначения (1 индустриальный колледж) и экономистов (1 экономический колледж), менеджеров (Международный бизнес - колледж). Есть одно музыкальное училище в г. Сургуте. Общее число обучающихся в ССУЗах округа в текущем учебном году - 7425 человек, из них 5151 учатся на дневном отделении, 2141 - на заочном и 133 - на вечерних отделениях Сургутского и Ханты-Мансийского медицинских училищ [5].
В 1996 году в Ханты-Мансийском медицинском училище открыта новая специальность - акушерское дело. В нефтяных техникумах в этом же году открыты новые специальности: охрана труда (г. Сургут), техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, организация перевозок и управление движением на автотранспорте (г. Нижневартовск).
Выяснилось, что начальное и среднее профессиональное образование теряет свою привлекательность в глазах ханты - мансийских школьников и их родителей. Число потенциальных абитуриентов этих учебных заведений среди сегодняшних школьников едва превышает десятую часть для ПУ и пятую для ССУЗов. Родители старшеклассников округа склонны видеть своих детей студентами высших учебных заведений - до 80 % из них считают именно этот уровень образования необходимым для своих детей. Низкий престиж начального и среднего профессионального образования и реальные противоречия в развитии этих образовательных систем порождают сегодня тенденции интеграции этих уровней профессионального образования. Так, среди ссузов достаточно широко распространена практика работы по совмещенным с вузовскими программам, позволяющая выпускникам техникумов и колледжей завершить свое профессиональное образование в соответствующих высших учебных заведениях. Профессиональные училища устанавливают договорные отношения с учебными заведениями более высокого уровня, с тем чтобы лучшие их учащиеся также смогли продолжить свое профессиональное образование. Это вызвано не только соображениями повышения привлекательности для абитуриентов образовательного учреждения, соображениями престижа, но и отражает реальные тенденции усиления интеграции региональных образовательных систем.
Наибольшим спросом среди населения округа пользуется высшее образование. При этом, однако, шкала престижности профессий у старшеклассников и их родителей не всегда совпадает с реальными потребностями в кадрах с высшим профессиональным образованием и возможностями рынка труда в округе.
Структуры высшего профессионального образования в округе наиболее разветвлены и многообразны. В округе открыты три самостоятельных государственных вуза - университет в г. Сургуте, и два педагогических института в городах Сургут и Нижневартовск. Кроме этого в городах округа в текущем учебном году работают 35 подразделений (филиалов, учебно-консультационных пунктов, факультетов) разных вузов из разных регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Челябинска, Самары, Томска, Иванова, Екатеринбурга, Тюмени и других городов [6].
Эти образовательные структуры ориентированы, в основном, на престижные специальности экономического и юридического профилей, на подготовку менеджеров, из 35 образовательных структур 21 направлены только на эти специальности, среди других подразделений вузов на территории округа почти все имеют связанные с этими направлениями специальности.
Такой стремительный рост структур высшего образования на территории округа отвечает запросам населения и ориентирован на общественный спрос, шкалу престижности профессий, однако этот процесс имеет разнонаправленные тенденции в своем развитии. Формирующаяся структура высшего профессионального образования в округе (за исключением самостоятельных окружных вузов), как правило, не дает пока возможности завершить профессиональное образование на месте, подготовка осуществляется только на подготовительных и младших курсах. Структуры высшего образования не имеют собственной материальной базы, остро стоят вопросы обеспечения учебной и научно-методической литературой. Эти структуры почти не контролируются органами образования округа, они подчинены только собственным базовым вузам, преподаватели работают вахтовым методом [2, 4, 5].
Представляется, что в современных условиях наиболее эффективной формой высшего образования являются университеты. Именно поэтому авторами предлагается создание в г. Ханты-Мансийске университета, о чем пойдет речь ниже.
В условиях быстро меняющейся обстановки в России и интенсивного развития новых производств в округе невозможен объективно строго научный точный прогноз потребностей специалистов определенного профиля. В этих условиях необходимо готовить выпускников ВУЗов, имеющих хороший уровень научной и технической подготовки, способных к самообучению и быстрому освоению новых технологий и производств. Это достаточно эффективно обеспечивает университетская система подготовки. Кроме того, на базе университета или многопрофильного колледжа легче при необходимости открывать новые направления подготовки. Конкретный набор направлений (специальностей) подготовки в каждом ВУЗе определяется после проведения маркетинговых исследований и ежегодно корректируется.
При этом необходимо учесть, что начинает меняться в прошлом расточительная технология добычи углеводородов, возрастают потребности в квалифицированных специалистах по повышению нефтеотдачи пластов, нефтегазохимии. В округе появляются современные системы связи и информационные технологии, что резко увеличивает потребность в соответствующих специалистах. Существенно возрастают потребности в специалистах с юридическим и управленческим образованием, переводчиках, бухгалтерах, финансистах. В организациях начинают появляться новые для нас службы персонала и "паблик релейшен", маркетинга, международных связей. В связи с увеличением в округе лиц пожилого возраста, безработных, других социально ущемленных категорий людей возникает потребность в квалифицированных специалистах по социальной работе, новой для нас профессии. В отличие от всего цивилизованного мира мы только начинаем подготовку таких специалистов.
Экономика и социальная среда округа и сегодня, и в последующий период зиждется на ТЭК. Поэтому важнейшей задачей профессионального образования остается подготовка высокопрофессиональных кадров для нефтегазовых предприятий округа. При этом, в отличии от прошлого периода, количественная потребность в инженерных кадрах несколько уменьшается, зато существенно вырастают требования к качеству подготовки, уровню профессиональных знаний и умений выпускников. Поэтому справиться с такой задачей могут лишь учебные заведения, имеющие солидный опыт инженерной подготовки и необходимую материально-техническую базу. Жизнь показывает, что новички в этом сегменте образовательного рынка успеха, как правило, не имеют. Да и сиюминутный экономический эффект здесь не получить, поскольку подготовка инженеров - дело весьма дорогостоящее, требует специального оборудования, материалов и т.д., в отличии, скажем, от подготовки менеджеров.
Как известно, именно этой сферой - бизнес - образованием - занялись многочисленные УКП и филиалы из других регионов на территории ХМАО. Сегодня из 36 функционирующих здесь УКП и филиалов 26 ведут подготовку по экономическим и менеджерским специальностям, из оставшихся десяти - 3 специализируются на юриспруденции, 5 - нефтегазовом деле, 1 - психологии и 1 - лесном хозяйстве.
В этой связи все более актуальной становится необходимость защиты прав граждан ХМАО на получение качественного профессионального бизнес - образования. Для этого следует усилить контроль государственных и муниципальных органов, профессиональных общественных организаций, таких как Советы ректоров, УМО, МАН ВШ, Ассоциация развития управления и др. за деятельностью школ бизнеса, дислоцированных не территории округа.
Известные прогнозы экспертов в сфере бизнес - образования свидетельствуют о том, что уже в начале следующего тысячелетия в самом управлении и обучении этому виду деятельности произойдут существенные изменения, сменится сама управленческая парадигма. Наиболее актуальной в 21-м веке станет идея дифференциации. Если сейчас управленческая теория учит тому, как сравнивать свое управление с управлением в других организациях, то в следующем столетии уже будут учить тому, как не быть таким, как остальные, уйти от стандартов, принятых систем. Быть не похожим на других очень трудно, но именно это станет основой управленческого успеха в 21-м веке. И именно, исходя из этого следует уже сегодня выращивать бизнес - образование в ХМАО, стремясь создать не бледные и убогие подобия центральных вузов, а максимально учитывающие яркую региональную специфику учебные заведения.