Наиболее распространенной современной педагогической парадигмой является парадигма личностно-ориентированного обучения, отсюда все чаще встречаются суждения о том, что в качестве цели управления системой профессионального образования должна быть личность, а в качестве главного критерия эффективности следует рассматривать удовлетворение ее интересов. Не отрицая данную установку, можно предложить в качестве цели управления - оптимизацию реализации личных и социальных интересов. Это предполагает в свою очередь ориентирование системы управления на создание условий для профессионального становления личности с учетом ее потребностей и реальной социально-экономической ситуации, складывающейся в регионе.
Цель управления можно отразить в двух группах задач. Первая группа задач соответствует целевому аспекту, а вторая - инструментальному аспекту управления.
Целевой аспект управления отражается в следующих задачах:
- создание целостной, гибкой и эффективной системы государственных и негосударственных учреждений образования с целью соответствия ее изменяющимся социальным требованиям региона (округа) и образовательным запросам населения;
- создание условий для подготовки специалистов с учетом международных требований;
- обеспечение взаимодействия элементов профессионального образования на основе социокультурных ценностей;
- создание условий для определения характера профессионального образования с учетом прогноза развития производства, социальных и культурных отношений в обществе.
Инструментальный аспект управления отражается в следующих задачах:
- достижение высокой экономической, социальной и педагогической эффективности профессионального образования;
- создание условий для технологической адекватности профессионального образования, то есть его соответствие уровню развития современного производства.
Реализация перечисленных задач отражается в следующих критериях управления:
- социальное соответствие;
- международный стандарт;
- культурная релевантность;
- прогностический характер;
- экономическая эффективность;
- технологическая адекватность;
- педагогическая эффективность.
Каждый из перечисленных критериев доминирует на различных уровнях иерархии управления: государственном, региональном, учебного территориального округа, учебного заведения. Критерии, отражающие целевой аспект управления (социальное соответствие, международный стандарт, культурная релевантность, прогностический характер), имеют большее значение на государственном, региональном и учебно-территориальном уровнях, чем на уровне учебного заведения, а критерии, отражающие инструментальный аспект (экономическая эффективность, технологическая адекватность, педагогическая эффективность), - большее значение для учебного заведения.
В связи с вышеуказанным, необходимо отметить, что ведущим моментом в совершенствовании управления системой профессионального образования региона (округа) должна стать практика новых взаимоотношений с федеральным центром. Она заключается во взаимном делегировании управленческих полномочий "сверху вниз" и "снизу вверх" с последующей ответственностью за их реализацию. Другими словами, речь идет о заключении Администрацией Ханты-Мансийского округа, как субъекта Федерации, с Минобразованием и другими отраслевыми ведомствами специальных соглашений о разграничении компетенций и полномочий по отношению к системе профессионального образования округа. Практика заключения таких соглашений в Минобразовании давно наработана. На основе этого будут определены ведущие управленческие функции, реализуемые субъектами управления. В результате этого, в округе начнет осуществляться переход от отраслевого федерального управления к совместному федерально - региональному управлению учреждениями профессионального образования, расположенными на территории округа.