Стержневой идеей концепции развития педагогического образования в ХМАО является задача формулирования целостной сбалансированной системы педагогических учебных заведений различных уровней, профилей и направлений, отвечающих потребностям региона.
Педагогическое образование в ХМАО реализуется в двух педагогических колледжах (Нижневартовск, Ханты-Мансийск), двух педагогических институтах (Нижневартовск, Сургут).
Подготовка педагогических кадров ведется по 5 специальностям в педколледжах и 15 специальностям в пединститутах. Таким образом, по номенклатуре педагогических специальностей педагогические учебные заведения, с учетом их дальнейшего развития, способны удовлетворить потребности ХМАО в учителях и других работниках образования.
В округе интенсивно создается и развивается материально - техническая база педколледжей и пединститутов (строятся новые учебные корпуса пединститутов). Вместе с тем из-за недостатка финансирования вузы и педколледжи испытывают существенные затруднения с комплектованием библиотек, приобретением учебного оборудования и т.п. Есть острая необходимость в строительстве студенческого общежития Сургутского пединститута.
Программа предусматривает два пути развития педагогического образования округа:
1) экстенсивный путь: расширение круга специальностей образования, увеличение количества обучающихся, создание филиалов и т.п.;
2) интенсивный путь: реализация возможностей перехода пединститутов в педуниверситеты и гуманитарные университеты, интеграция вузов с ссузами и т.п.
Для реализации программы развития педобразования в округе необходимо:
1) достроить и оснастить оборудованием и инвентарем новые учебные корпуса Нижневартовского и Сургутского пединститутов;
2) построить общежития для студентов Нижневартовского и Сургутского пединститутов;
3) приступить к строительству учебного корпуса Ханты - Мансийского национального высшего педучилища.