Среди субъектов РФ Ханты-Мансийский автономный округ с его геополитическим значением и уникальными природными ресурсами занимает особое место, являясь одним из ведущих регионов в хозяйственном комплексе страны. В ближайшей перспективе это положение еще в большей степени укрепится в связи с высоким уровнем производства, нарастанием темпов и масштабов внешнеэкономических связей округа с ближним и дальним зарубежьем, привлечением крупных инвестиций. Все это, безусловно, потребует соответствующего интеллектуально-научного и профессионально - кадрового обеспечения.
В современном мире образование перестало быть отраслью, обслуживающей экономическую и социальную сферы общества, оно само становится сферой производства, причем наиболее сложного и значимого производства - производства человеческой личности, интеллектуального потенциала общества. Важную роль в развитии отечественного профессионального образования играют противоречивые тенденции интеграции российского образования в мировое образовательное пространство и регионализации всей российской жизни.
Сегодня Ханты-Мансийский автономный округ по большинству показателей развития образования (доля лиц с высшим образованием в населении и др.) отстает и от российских и от областных параметров. Видимо это, а также осознанный руководством округа факт, что именно профессиональное образование сегодня является тем звеном, за которое можно вытянуть всю цепь проблем ХМАО, явилось причиной заказа, который получил Совет ректоров области и Тюменский научный центр МАН ВШ от Администрации округа на разработку Концепции и программы развития профессионального образования в ХМАО.
Стратегическая цель, которая была поставлена перед разработчиками программы была обозначена следующим образом: сформировать проект системы профессионального образования округа, позволяющей вырастить высокопрофессиональные кадры, способные воспринимать изменения, присущие современному динамичному миру, удовлетворяющей образовательные потребности населения округа.
Исходя из этой стратегической цели, могут быть сформулированы и отдельные тактические задачи, определена их иерархия, необходимые для их реализации ресурсы всех видов и т.д. Такими задачами, в частности, является необходимость удовлетворить первоочередные потребности экономики и социальной сферы округа в квалифицированных рабочих, специалистах, руководителях; обеспечить подготовку специалистов из числа молодежи аборигенных северных народностей для традиционных и новых для них форм занятости и т.д.
Итак, цели и задачи формирования системы профессионального образования в округе:
- удовлетворяющие потребности округа в квалифицированных рабочих кадрах, специалистах и организаторах производства среднего и старшего звена, специалистах для социальной сферы;
- обеспечение подготовки специалистов из числа молодежи коренных северных народностей для традиционных и новых форм занятости;
- формирование системы переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями рынка труда региона и образовательными запросами населения;
- формирование собственной инфраструктуры единого образовательного пространства региона (в том числе, аналитического центра по определению образовательных запросов населения и потребностей округа в специалистах, системы мониторинга развития образовательных систем);
- превращение профессионально-образовательной системы округа в самостоятельную сферу формирования интеллектуального и научно - технического потенциала региона;
- развитие системы профессионального образования как сектора социальной и экономической стабилизации региона, условия развития округа в период реформ.
Основные принципы становления единой, непрерывной целостной системы профессиональной подготовки кадров:
- обеспечение единства и непрерывности профессиональной подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации;
- многоступенчатость и вариативность как системный признак профессионального образования;
- многопрофильность системы (направленность на производственную, на социальную и духовную сферы жизнедеятельности общества);
- сокращение миграции специалистов за счет переподготовки и повышения квалификации на месте;
- приближение профессионального образования всех уровней к его потребителям при сохранении необходимого качества;
- гибкое использование традиционных и новых форм организации учебного процесса;
- использование потенциала преподавательских кадров округа и привлечение ведущих специалистов области, других регионов России, зарубежных специалистов для повышения качества подготовки специалистов;
- диверсификация финансового обеспечения учреждений профессионального образования;
- оптимизация системы управления профессиональным образованием с целью решения его основных задач;
- поддержка инновационных проектов в области профессионального образования.
Главными изменениями последних лет в структуре экономической организации и формах административного устройства России, несомненно, является переход к рыночной экономике и смещение акцентов в сторону большей самостоятельности регионов.
Региональная политика в прошлом опиралась на территориальную специализацию, зачастую переходящую в отраслевой монополизм на конкретной территории. Эта тенденция нашла отражение во всех отраслях народного хозяйства: в промышленности, сельском хозяйстве, топливно-энергетическом и оборонном комплексах, образовании и науке, в социальной и производственной инфраструктурах.
С переходом к новым формам российского федерализма стали меняться цели территориального развития. При сохранении единого экономического пространства стало возрастать значение условий комплексного развития и саморазвития каждой республики, края, округа. Сегодня экономику России следует рассматривать как совокупность взаимодействующих отраслей и регионов.
С учетом новых реалий в социально-экономической ситуации в России одним из приоритетов государственной политики является передача многих функций государства регионам.
Регион в современном понимании - это сложный территориально - экономический комплекс, имеющий ограниченные внутренние ресурсы, свою структуру производства, определенные потребности и связи с внешней средой.