Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"

Мониторинг развития профессионального образования на уровне региона


Система подготовки специалистов со средним и высшим профессиональным образованием претерпела, может быть, более ощутимый кризис, чем базовое, школьное звено образования. Тенденции сокращения студентов и аспирантов, значительный отток преподавательских кадров в настоящее время преодолены, и с 1994 года наблюдается противоположный процесс увеличения абитуриентов высших учебных заведений. В 1997 году наблюдался самый большой за последние годы конкурс в вузы России.

Тенденции регионализации среднего специального и высшего профессионального образования отразились и на изменениях в структуре специальностей, что связано с оценкой образовательных запросов населения и особенностями рынка труда регионов. Первым, очевидным результатом этого стали изменения направлений подготовки специалистов в сторону резкого увеличения гуманитарных специальностей, что соответствует современным мировым тенденциям подготовки специалистов.

Расширение направлений уже существующих структур среднего специального и высшего образования, так и в новых образовательных учреждениях. В последние два - три года усиливается образовательная экспансия крупных вузовских центров в города автономного округа. Проявляется и частная инициатива в создании небольших негосударственных учебных заведений и других структур высшего профессионального образования. Так, на территории Ханты - Мансийского автономного округа работают 35 вузовских структур, причем три из них - самостоятельные вузы, 21 занимаются подготовкой специалистов только юридического, экономического профилей и подготовкой менеджеров. Это отражает реальную шкалу престижности профессий и образовательные запросы населения округа, но не особенности рынка труда региона и потребности в специалистах хозяйственного комплекса округа, его социальной сферы.

Формирование многоуровневой системы профессионального образования требует создания в структуре органов управления образованием северных округов (то есть там, где процесс идет особенно интенсивно и связан с появлением все новых и новых образовательных структур) информационно-аналитических центров, работающих в режиме мониторинга. Задачи этих центров должны быть связаны с формированием информационных потоков и анализом тенденций развития реальных процессов профессионально - образовательной ситуации для решения стратегических и оперативных проблем управления.

Информационно-аналитические службы должны стать, прежде всего, службами мониторинга в условиях становления систем профессионального образования в регионе. Поскольку мониторинг включает в себя сбор, переработку, хранение и использование информации, то создание службы мониторинга на уровне региона предполагает решение следующих задач:

- определение набора показателей эффективности системы профессионального образования;

- подбор диагностических методик для количественного выражения этих показателей;

- установление периодичности и способов сбора информации;

- определение круга лиц, ответственных за сбор информации;

- алгоритмизация процедур обработки информации по заданным критериям, обеспечение способов хранения обработанной информации с целью оперативного доступа к ней всех заинтересованных управленцев.

Наиболее простой и понятной является последняя задача - задача создания ядра АСУ. Автоматизированная система управления информационными потоками базируется на упорядоченном банке достоверных данных. Кроме того, необходимыми являются подсистемы: информационно-поисковая, отчетно-статистическая, контроля, модемной связи, электронной почты.

Определение круга лиц, ответственных за сбор информации, - тоже задача, имеющая простое решение. Очевидно, что нельзя все проблемы информационного обеспечения управления возложить на одного человека, здесь необходимо некоторое изменение структуры функций аппаратных служб управлений образования. Это относится, прежде всего, к отчетно-статистической и контрольной подсистемам. Мониторинг развития системы профессионального образования требует разработки и внедрения новых форм статистической отчетности, которые стали бы обязательными и для муниципальных и для региональных органов управления образованием. Сбор и обобщение информации по этим новым статистическим формам должен стать периодической процедурой в деятельности органов управления образованием.

На уровне городских и региональных органов управления образованием информационные службы требуют включения в их состав специалистов по информационным технологиям и социологов. Последние необходимы для сбора специфической информации, касающейся определения социальной эффективности действующей системы профессионального образования и выявления общественного мнения о ней.

Периодичность сбора и способы сбора информации определяются ее характером. Очевидно, что статистическая информация по новым и традиционным формам собирается и предоставляется в сроки обычные для сферы образования - календарный и учебный год. Информация о социальной эффективности, срезы общественного мнения, т.е. все то, что относится к компетенции социологических служб мониторинга, собирается по мере необходимости с периодичностью, зависящей от характера измеряемых понятий.

Самыми сложными задачами в организации мониторинга развития профессионального образования на уровне региона являются, таким образом, задачи определения набора показателей эффективности системы и подбор диагностических методик для количественного выражения этих показателей.

Определение структуры банка данных для мониторинга развития системы профессионального образования на уровне региона связано с поиском не только полного отражения происходящих в этой сфере процессов, может быть, даже не столько с полнотой, подробностью и детализацией, сколько с поиском объективных инвариантных характеристик, необходимых и достаточных для целостного отражения происходящих перемен и "нормального" функционирования системы. Мы считаем возможным сгруппировать всю необходимую для этого информацию в несколько крупных блоков:

1. Общие сведения об образовательном учреждении.

2. Материальные и финансовые характеристики.

3. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса.

4. Характеристики контингента студентов.

5. Профессорско-преподавательский состав.

6. Научная деятельность образовательного учреждения.

7. Нормативные документы по среднему специальному образованию и высшей школе федерального, регионального и муниципального уровней.

Эти блоки могут стать инвариантными характеристиками всей системы профессионального образования на уровне среднего специального и высшего его звеньев. Каждый из семи блоков нуждается в расшифровке и конкретизации, определении показателей форм статистической отчетности, где это возможно, и индикаторов для измерения, где невозможно создание формального набора показателей.

1. Общие сведения об образовательном учреждении для региона, можно представить как следующие признаки:

- местоположение образовательной структуры;

- самостоятельное учебное заведение или подразделение какого - либо вуза (ссуза);

- ведомственная подчиненность и форма образовательного учреждения (государственное - негосударственное; федерального - муниципального подчинения и т.п.);