В настоящее время образовательный комплекс округа включает в себя 15 учреждений начального профессионального, 12 средних и 3 самостоятельных высших учебных заведений профессионального образования, 35 филиалов, факультетов и УКП других вузов, окружной институт повышения квалификации педагогических кадров, учебно - курсовые комбинаты, другие образовательные структуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Таким образом, сегодня в системе профессионального образования округа сложилось четыре уровня подготовки рабочих и специалистов, складывается структура дополнительного профессионального образования:
1. Учебные заведения начального профессионального образования: СПТУ и новые типы учебных заведений - лицеи и колледжи (10 профессиональных училищ, 5 лицеев. 1 филиал ПУ с контингентом 12,5 тыс. человек, при этом 8,5 тыс. - учащиеся дневного отделения и 4 тыс. - вечернего хозрасчетного отделения). В их задачи входит подготовка по рабочим профессиям, новые типы учебных заведений призваны вести подготовку рабочих широкого профиля повышенной квалификации. Промежуточными звеньями являются отделы технического обучения при предприятиях, учебно-производственные комбинаты и учебно-курсовые комбинаты, различные центры, занимающиеся переподготовкой и повышением квалификации рабочих.
2. Учебные заведения среднего специального образования - училища, техникумы и новые типы учебных заведений - колледжи (12 ссузов, 6 филиалов и УКП с количеством обучающихся - 7425 чел., из которых 5151 учатся на дневном отделении). В данных учебных заведениях готовятся специалисты среднего звена, младшие инженеры и специалисты по вновь зарождающимся профессиям. Функции переподготовки и повышения квалификации данных специалистов возлагают на себя отделы технического обучения, учебно-курсовые комбинаты, различные центры и комплексы, которые организуют с этой целью курсы, семинары и другие формы переподготовки.
3. Высшие учебные заведения - институты, университеты, академии (и их филиалы) - призваны готовить специалистов высшей квалификации. С целью совершенствования их профессиональных знаний отделы технического обучения, учебно-курсовые комбинаты и институт усовершенствования педагогических кадров периодически организуют курсы и стажировки.
4. Послевузовское образование включает в себя аспирантуру и докторантуру, призванные готовить специалистов научной квалификации.
5. Формируется сеть дополнительного профессионального образования:
- центры развития;
- институты повышения квалификации;
- центры дополнительного профессионального образования;
- второго профессионального образования, в том числе и высшего.
Сегодня необходимо развивать различные по своим организационно-правовым формам учебные заведения профессионального образования: государственные, муниципальные, негосударственные (в том числе создаваемые частными и юридическими лицами, общественными, религиозными организациями). Возможно совместное учредительство образовательных учреждений, основанное на объединении имущества, находящегося в федеральной, муниципальной и частной собственности, а также в собственности иностранных государств, юридических и физических лиц.
Основные особенности профессионального образования всех видов и типов: функционируют с ориентацией на тип "открытого" учреждения профессионального образования с целью удовлетворения образовательных потребностей всех категорий населения; имеют дифференциацию образовательной подготовки по типам: технический, культурологический, интегративный; ориентируются на полипрофильность образовательной подготовки с учетом общенаучной классификации творческих способностей человека и запросов рынка труда; структурируются по типу высшей школы (факультеты, отделения, кафедры); педагогические коллективы наделены статусом профессорско-преподавательского состава; реализуют программно - целевое функционирование и развитие (на основе концепций и программ). На базе существующих структур профессионального образования, в дальнейшем может зарождаться принципиально новая региональная система профессионального образования округа - единая, многоступенчатая, вариативная. Формы этой системы, кроме традиционных структур профессионального образования, могут включать в себя:
- научно-образовательные, вертикально интегрированные комплексы, объединяющие уровни профессионального образования от начального до высшего;
- технопарки;
- центры дистанционного обучения;
- единую сеть альтернативного профессионального обучения (для молодежи из числа коренных северных народов; религиозное образование и др.);
- единую сеть дополнительного профессионального образования;
- единую сеть переподготовки и повышения квалификации взрослого населения, включая обучение незанятого населения.