ДУМА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 1997 года N 223

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"

Рассмотрев программу "Развитие профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа", Дума Ханты-Мансийского автономного округа постановляет:

1. Утвердить Программу "Развитие профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа".

2. Объемы финансирования Программы по годам определяются при утверждении бюджета на соответствующий год.

3. Рекомендовать главам органов местного самоуправления муниципальных образований принять меры по реализации данной Программы.

  Председатель Думы

   

  Ханты-Мансийского

   

  автономного округа

  С.С.СОБЯНИН

  г. Ханты-Мансийск

  10 декабря 1997 года

  N 223

   

 Утверждена

 постановлением

 Думы

 Ханты-Мансийского

 автономного округа

 от 10 декабря  1997 г. N 223

   

ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА" Система профессионального образования округа в условиях новой региональной политики государства


Среди субъектов РФ Ханты-Мансийский автономный округ с его геополитическим значением и уникальными природными ресурсами занимает особое место, являясь одним из ведущих регионов в хозяйственном комплексе страны. В ближайшей перспективе это положение еще в большей степени укрепится в связи с высоким уровнем производства, нарастанием темпов и масштабов внешнеэкономических связей округа с ближним и дальним зарубежьем, привлечением крупных инвестиций. Все это, безусловно, потребует соответствующего интеллектуально-научного и профессионально - кадрового обеспечения.

В современном мире образование перестало быть отраслью, обслуживающей экономическую и социальную сферы общества, оно само становится сферой производства, причем наиболее сложного и значимого производства - производства человеческой личности, интеллектуального потенциала общества. Важную роль в развитии отечественного профессионального образования играют противоречивые тенденции интеграции российского образования в мировое образовательное пространство и регионализации всей российской жизни.

Сегодня Ханты-Мансийский автономный округ по большинству показателей развития образования (доля лиц с высшим образованием в населении и др.) отстает и от российских и от областных параметров. Видимо это, а также осознанный руководством округа факт, что именно профессиональное образование сегодня является тем звеном, за которое можно вытянуть всю цепь проблем ХМАО, явилось причиной заказа, который получил Совет ректоров области и Тюменский научный центр МАН ВШ от Администрации округа на разработку Концепции и программы развития профессионального образования в ХМАО.

Стратегическая цель, которая была поставлена перед разработчиками программы была обозначена следующим образом: сформировать проект системы профессионального образования округа, позволяющей вырастить высокопрофессиональные кадры, способные воспринимать изменения, присущие современному динамичному миру, удовлетворяющей образовательные потребности населения округа.

Исходя из этой стратегической цели, могут быть сформулированы и отдельные тактические задачи, определена их иерархия, необходимые для их реализации ресурсы всех видов и т.д. Такими задачами, в частности, является необходимость удовлетворить первоочередные потребности экономики и социальной сферы округа в квалифицированных рабочих, специалистах, руководителях; обеспечить подготовку специалистов из числа молодежи аборигенных северных народностей для традиционных и новых для них форм занятости и т.д.

Итак, цели и задачи формирования системы профессионального образования в округе:

- удовлетворяющие потребности округа в квалифицированных рабочих кадрах, специалистах и организаторах производства среднего и старшего звена, специалистах для социальной сферы;

- обеспечение подготовки специалистов из числа молодежи коренных северных народностей для традиционных и новых форм занятости;

- формирование системы переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями рынка труда региона и образовательными запросами населения;

- формирование собственной инфраструктуры единого образовательного пространства региона (в том числе, аналитического центра по определению образовательных запросов населения и потребностей округа в специалистах, системы мониторинга развития образовательных систем);

- превращение профессионально-образовательной системы округа в самостоятельную сферу формирования интеллектуального и научно - технического потенциала региона;

- развитие системы профессионального образования как сектора социальной и экономической стабилизации региона, условия развития округа в период реформ.

Основные принципы становления единой, непрерывной целостной системы профессиональной подготовки кадров:

- обеспечение единства и непрерывности профессиональной подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации;

- многоступенчатость и вариативность как системный признак профессионального образования;

- многопрофильность системы (направленность на производственную, на социальную и духовную сферы жизнедеятельности общества);

- сокращение миграции специалистов за счет переподготовки и повышения квалификации на месте;

- приближение профессионального образования всех уровней к его потребителям при сохранении необходимого качества;

- гибкое использование традиционных и новых форм организации учебного процесса;

- использование потенциала преподавательских кадров округа и привлечение ведущих специалистов области, других регионов России, зарубежных специалистов для повышения качества подготовки специалистов;

- диверсификация финансового обеспечения учреждений профессионального образования;

- оптимизация системы управления профессиональным образованием с целью решения его основных задач;

- поддержка инновационных проектов в области профессионального образования.

Главными изменениями последних лет в структуре экономической организации и формах административного устройства России, несомненно, является переход к рыночной экономике и смещение акцентов в сторону большей самостоятельности регионов.

Региональная политика в прошлом опиралась на территориальную специализацию, зачастую переходящую в отраслевой монополизм на конкретной территории. Эта тенденция нашла отражение во всех отраслях народного хозяйства: в промышленности, сельском хозяйстве, топливно-энергетическом и оборонном комплексах, образовании и науке, в социальной и производственной инфраструктурах.

С переходом к новым формам российского федерализма стали меняться цели территориального развития. При сохранении единого экономического пространства стало возрастать значение условий комплексного развития и саморазвития каждой республики, края, округа. Сегодня экономику России следует рассматривать как совокупность взаимодействующих отраслей и регионов.

С учетом новых реалий в социально-экономической ситуации в России одним из приоритетов государственной политики является передача многих функций государства регионам.

Регион в современном понимании - это сложный территориально - экономический комплекс, имеющий ограниченные внутренние ресурсы, свою структуру производства, определенные потребности и связи с внешней средой.

Таким образом, любой регион можно рассматривать как сложную, постоянно развивающуюся динамическую систему, постоянно взаимодействующую с внешней средой. В такой динамической системе, безусловно, повсеместно, ежедневно протекают процессы управления. Они охватывают буквально все стороны и моменты человеческой деятельности. Поэтому, как и в любом другом процессе управления, в данном случае есть объект, которым управляют (предприятия, отрасли, население, производственная и социальная инфраструктура и т.д.), и орган, который управляет (органы исполнительной, законодательной, судебной власти всех уровней, органы местного самоуправления, общественные институты и т.д.).

Упрощенно модель объекта управления (модель региона) может быть представлена в виде трех блоков (подсистем), взаимосвязанных друг с другом: населения, производства и природной среды. Население порождает спрос, который должен удовлетвориться с учетом воздействия на природу.

При более углубленном описании объекта управления, его модель может быть представлена в виде совокупности ряда подсистем, образующих единый социально-экономический организм региона. Имея значения входов и выходов данных подсистем, можно сформулировать законы функционирования отдельных подсистем и описать их статические и динамические характеристики.

С позиций системного подхода модель Ханты-Мансийского региона, как объекта управления, есть совокупность связанных отношениями функциональных блоков - подсистем, получаемых в результате естественной декомпозиции управляемой системы. В качестве таких блоков могут, например, рассматриваться следующие подсистемы: "Производство", "Природа", "Население", "Образование" и т.д. В указанных подсистемах осуществляются производственные, природоохранные, социальные, образовательные процессы и т.д. Между ними циркулируют потоки денег, ресурсов, информации и т.п.; и эти потоки должны находиться в равновесии.

Возьмем подсистему "Образование". Выделим в ней и рассмотрим подсистему "Профессиональное образование", состоящую в свою очередь из следующих подсистем: "Допрофессиональная подготовка школьников", "Начальная подготовка работы на предприятиях и учебно-курсовых комбинатах", "Начальное профессиональное образование", "Среднее профессиональное образование", "Высшее профессиональное образование", "Переподготовка и повышение квалификации взрослого населения".

Анализ состояния данных подсистем показывает, что их становление и развитие сопряжено с многими трудностями, вызванными сменой системы ценностей, неразработанностью общей концепции преобразований, отсутствием целенаправленной работы по формированию их социальной базы, пробуждением духовного, деятельного начала в человеке, изменением ментальности общества, демократизации его сознания.

Между тем, в условиях перехода страны к рыночной экономике и реформирования важнейших сфер деятельности общества, роль и значение специалистов, как среднего, так и высшего звена, во всех отраслях, в силу специфики профессиональных задач этой категории трудящихся (обслуживание сложных технологических систем, инфраструктур, маркетинг и т.д.), неизменно возрастает.

Сохранение и развитие лучших традиций системы профессиональной подготовки в вузах и ссузах России продиктовано не только потребностями отечественной экономики, но и достаточно высокой социальной эффективностью сложившейся системы (достаточно отметить тот факт, что за последние два года и конкурс в высшие учебные заведения России и прием студентов были наивысшими за всю историю высшей школы).

Профессиональная школа оказалась одним из наиболее мобильных социальных институтов, способных не только адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, но и работать на опережение, прогнозировать потребности общества на ближайшую перспективу. Это свидетельствует о громадном потенциале системы профессионального образования в стране, о ее жизнеспособности и эффективности. Вместе с тем, в развитии профессиональной школы сегодня существует ряд противоречий, которые не могут быть разрешены только усилиями профессиональных образовательных структур, только научными и педагогическими инновациями.

Так, складывающийся в России рынок труда все в большей степени выявляет расхождение между устаревшей концепцией специальности, перечнем специальностей, квалификационными характеристиками, содержанием образования, педагогическим процессом и требованиями со стороны потребителей кадров.

Противоречия в развитии профессиональной школы имеют как негативный, так и положительный характер. К числу негативных, кризисных характеристик относятся:

- сокращение финансирования из федерального бюджета всех структур образования;

- искажение системы воспроизводства научно-педагогических кадров, отток из профессиональной школы талантливой молодежи;

- необходимость дополнительного заработка для преподавателей;

- снижение уровня подготовки кадров из-за коммерциализации профессионального образования.

Одновременно проявляются и позитивные тенденции, характеризующие положительные сдвиги в развитии профессионального образования:

- появление новой парадигмы отношений учебное заведение - преподаватель - студент, ориентация на потребности личности;

- гибкость в системе государственного высшего образования;

- формирование сети негосударственных профессиональных образовательных учреждений;

- возникновение новых педагогических технологий, спектра методов и приемов обучения;

- формирование рынка образовательных услуг.

Эти противоречия углубляются недостаточным взаимодействием вновь созданных федеральных и региональных структур, учреждений и служб, решающих проблемы профессиональной подготовки в высших и средних учебных заведениях профессионального образования.

Отмеченное вызывает настоятельную необходимость реформирования системы профессионального образования с целью ее модернизации и оптимального развития в соответствии с потребностями личности и общества.

Таким образом, изменения, происходящие сегодня, как в экономической системе России вообще, так и в Ханты-Мансийском округе в частности, создают принципиально новую ситуацию в сфере профессионального образования, требующую соответствующих изменений в ее организации (в том числе и в управлении), в содержании образования и научных исследованиях, во взаимоотношении учебных заведений профессионального образования с регионом, друг с другом, с существующими в стране общественными институтами.

В новых условиях совокупность учебных заведений профессионального образования округа должна в большей степени, чем раньше, ориентироваться на региональные условия и специфические требования конкретных национально-административных и производственно-территориальных образований, на сочетание общегосударственных, местных и индивидуальных интересов. Сочетание и реализация этих интересов должны проходить в различных формах и методах по всем направлениям воздействия учебных заведений профессионального образования на жизнь региона.

Следовательно, жизнь выдвигает перед профессиональной школой задачу выработки качественно иного подхода к развитию регионального направления ее деятельности. Другими словами, речь идет о формировании государственной политики Российской Федерации в области профессионального образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»