Действующий

О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА"

1.1. Обеспечение взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования.


Основным инструментом для решения этой проблемы является проведение исполнительными органами государственной власти автономного округа соответствующей бюджетной политики, направления которой будут зафиксированы в долгосрочной бюджетной стратегии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В долгосрочной бюджетной стратегии будут сформулированы приоритетные задачи, дана оценка необходимых ресурсов для их выполнения, а также определены возможные источники обеспечения этих ресурсов. Разработка долгосрочных бюджетных прогнозов повышает обоснованность принимаемых решений, и позволяет всесторонне оценить их отдаленные последствия, отказавшись от традиционного подхода к распределению бюджетных ассигнований на основе индексации расходов предшествующих лет.

Экономика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры имеет ярко выраженную монопрофильную структуру, где добыча полезных ископаемых составляет более 85% в общем объеме промышленного производства.

В целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы автономного округа, повышения эффективности функционирования организаций топливно-энергетического сектора, основываясь на соблюдении баланса между интересами государства и бизнеса путем выбора оптимальной налоговой политики, необходимо разработать финансово-экономическую модель налогового режима для данного сектора экономики Югры.

Разработка финансово-экономической модели позволит обеспечить:

создание стабильного, предсказуемого налогового режима, учитывающего различия в горно-геологических условиях недропользования и местонахождения участков недр, а также состояние экономической конъюнктуры;

переход к налогообложению, стимулирующему рост объемов производства, развитие и эффективное использование сырьевой базы топливно-энергетического комплекса.

1.2. Повышение точности прогнозирования доходов бюджета автономного округа.

В 2007 - 2010 годах отклонение поступлений налоговых и неналоговых доходов (без учета налога на прибыль организаций) автономного округа от соответствующего прогноза, в среднем, составили по абсолютной величине 23,0%, а отклонение поступлений налога на прибыль – 44,5%.

Такой уровень точности прогнозирования не является приемлемым и требует реализации мер по его повышению.

1.3. Обеспечение соответствия принимаемых расходных обязательств целям и приоритетам государственной бюджетной политики автономного округа.

В законодательстве автономного округа не до конца формализован механизм принятия новых расходных обязательств, что создает условия для необоснованного их роста и усложняет решение задачи эффективного достижения целей социально-экономического развития автономного округа, установленных в Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года.

Для чего необходимо разработать порядок конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

[Абзац 3 пункта 1.3 изменен Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2012 года N 360-п]

1.4. Ожидаемые результаты.

Реализация мероприятий по обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры позволит:

обеспечить увязку системы стратегического и бюджетного планирования в долгосрочной перспективе;

закрепить приоритеты государственной бюджетной политики автономного округа на долгосрочную перспективу;

сформировать региональное налоговое законодательство, способствующее созданию благоприятной экономической среды для функционирования топливно-энергетического комплекса;

снизить размер отклонения фактического объема налоговых и неналоговых доходов бюджета автономного округа (без учета доходов от налога на прибыль) за отчетный год от первоначально утвержденного плана;

обеспечить соответствие принимаемых расходных обязательств целям и приоритетам государственной бюджетной политики автономного округа;

повысить прозрачность процедуры формирования проекта бюджета автономного округа на очередной финансовый год и плановый период;

повысить обоснованность планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.

1.5. Риски и альтернативы.

Основными рисками эффективного применения бюджетной стратегии являются риск высоких колебаний доходов бюджета автономного округа, а также изменение приоритетов государственной бюджетной политики Российской Федерации. Во избежание этих проблем долгосрочные планы и положения долгосрочной бюджетной стратегии должны регулярно актуализироваться с учетом фактической динамики и условий развития экономики автономного округа, а также возможных корректировок приоритетных задач в связи с изменениями внешних условий.

Результаты использования методики прогнозирования доходов бюджета автономного округа, какой бы совершенной она ни была, существенным образом зависят от мировых цен на энергоносители, достоверный прогноз которых, в свою очередь, даже на среднесрочный период составить невозможно. Таким образом, доходы бюджета автономного округа в значительной степени определяются внешними факторами, что, в условиях высокой волатильности соответствующих параметров, может привести к большим отклонениям фактических значений объема доходов бюджета автономного округа от прогнозных. В большей степени это касается налога на прибыль организаций, особенность базы налогообложения которого состоит в том, что, в отличие от других налоговых и неналоговых доходов, она легко может обращаться в ноль или даже становиться отрицательной. Частичным решением этой проблемы будет обособленное осуществление прогноза доходов от налогоплательщиков, занимающихся видами деятельности, связанными с добычей и транспортировкой углеводородного сырья.

Организация конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на первых порах может привести к усложнению и бюрократизации процедур принятия решений о введении новых расходных обязательств, что, в свою очередь, чревато затягиванием всего бюджетного процесса. Во избежание этих проблем порядок принятия новых расходных обязательств должен быть относительно простым, но ориентированным на недопущение увеличения объемов неэффективных расходов.

[Абзац 4 пункта 2.3 изменен Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2012 года N 360-п]