Система управления общественными финансами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – автономный округ) постоянно и динамично развивается в соответствии с приоритетами, устанавливаемыми как на федеральном, так и региональном уровне. Задачами первостепенной важности на всех этапах бюджетных реформ оставались соблюдение бюджетного законодательства и безусловное исполнение бюджетных обязательств. В результате реализации комплекса мероприятий Правительством автономного округа по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 июля 2005 года N 138-п) бюджетный процесс в автономном округе был переориентирован на решение проблем повышения эффективности функционирования государственного и муниципального секторов экономики. В систему управления общественными финансами стали внедряться такие инструменты бюджетного планирования как:
инвентаризация действующих расходных обязательств,
мониторинг состояния общественного сектора экономики,
бюджетирование, ориентированное на результат,
разработка целевых программ автономного округа и ведомственных целевых программ.
Одновременно с процессом реформирования системы общественных финансов была проведена реформа местного самоуправления и разграничение полномочий, позволившие четко определить сферы ответственности органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований, а также выстроить формализованную систему взаимоотношений между ними (включая систему распределения межбюджетных трансфертов).
Дальнейшие реформы общественного сектора экономики автономного округа шли в направлении внедрения отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений, расширения горизонта бюджетного планирования, повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, повышения качества оказания государственных услуг.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра стал одним из первых субъектов Российской Федерации, осуществивших переход к среднесрочному финансовому планированию путем составления бюджета автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период по принципу "скользящей трехлетки". Утверждение трехлетнего бюджета позволяет формулировать среднесрочные приоритетные задачи развития автономного округа, оценивать необходимые ресурсы для их реализации и определять возможные источники этих ресурсов.
При формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период введена практика подготовки главными распорядителями обоснований бюджетных ассигнований (ОБАС), в которых указываются данные о динамике планируемых бюджетных расходов, а также приводятся значения показателей, характеризующих непосредственный результат осуществления расходов и конечный результат деятельности главного распорядителя в отчетном году и плановом периоде.
Комплекс мероприятий по совершенствованию системы организации государственного управления в автономном округе, реализованный при осуществлении административной реформы и реализации программы "Электронная Югра", позволил оптимизировать функции исполнительных органов государственной власти автономного округа и ввести механизмы противодействия коррупции в сферах деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, обеспечить получение жителями информации о деятельности государственных органов в автономном округе, повысить качество и доступность государственных услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти автономного округа, частично организовать предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме. По ряду государственных услуг были внедрены административные регламенты в исполнительных органах государственной власти автономного округа; модернизирована система информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти автономного округа.
В части управления государственным долгом в автономном округе утверждена Концепция управления государственным долгом и Методика планирования долговых обязательств автономного округа и определения критериев по долгу автономного округа, создан резервный фонд, необходимый для сглаживания колебаний доходов бюджета автономного округа, урегулированы вопросы прогнозирования временных кассовых разрывов, создана система мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета автономного округа, обеспечен системный подход к решению проблемы кредиторской задолженности государственных учреждений автономного округа.
Для обеспечения реформы бюджетных учреждений распоряжением Губернатора автономного округа от 7 июля 2010 года N 231-рг утвержден План мероприятий автономного округа по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", во исполнение которого были приняты все необходимые нормативные правовые акты автономного округа. Результаты и достижения реформ системы организации и осуществления бюджетного процесса в автономном округе получили высокую оценку Министерства финансов Российской Федерации. По результатам мониторинга финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за 2009 год автономный округ вошел в число субъектов Российской Федерации с высоким качеством организации бюджетного процесса.
Вместе с тем, процесс реформирования выявил ряд нерешенных проблем, требующих принятия дополнительных мер по совершенствованию и повышению эффективности организации бюджетного процесса в автономном округе.
Экономический кризис 2008 - 2009 годов оказал существенное негативное воздействие на экономику автономного округа. Доходы бюджета автономного округа продемонстрировали высокую волатильность, сократившись в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 21,5% - со 139 млрд. руб. до 109 млрд. руб.
Несмотря на принятие базовых стратегических документов (в частности, Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, (распоряжение Правительства автономного округа от 14 ноября 2008 года N 491-рп)), бюджетная политика автономного округа не всегда увязана со стратегическими целями и приоритетами социально-экономического развития автономного округа.
Финансовое обеспечение государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) осуществляется по принципу, близкому к сметному финансированию, и не созданы условия для обеспечения равных возможностей для участия негосударственных и немуниципальных организаций в оказании социально значимых услуг населению.
Сохраняется определенная избыточность государственного имущества, которое не связано с решением вопросов, относящихся к компетенции органов государственной власти автономного округа.
Задача организации эффективного финансового контроля также является актуальной на данном этапе.
Решение этих задач требует координации деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, а также их взаимодействия с муниципальными образованиями. Наиболее оптимальной формой выполнения необходимого комплекса мероприятий по решению указанных проблем является целевая программа автономного округа "Повышение эффективности бюджетных расходов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2013 года".