Недействующий

ОБ ОКРУЖНОЙ ПРОГРАММЕ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 1999 - 2005 ГОДЫ

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В округе проживает 1371500 человек, в том числе доля трудоспособного населения составляет 67 %. Численность пенсионеров в округе на 1 января 1998 г. составила 168804 человека и продолжает расти. Имеют место проявления негативных демографических тенденций: снижение рождаемости, рост смертности и, как следствие, сокращение естественного прироста населения.

В соответствии с демографическими критериями ООН население округа является молодым (лиц 65 лет и старше - 2,9 %, по Российской Федерации - 12,3 %). Доля населения старше трудоспособного возраста в округе равна 6,5 % и является одной из наиболее низких по российским регионам (в целом по Российской Федерации - 20,7 %). Вместе с тем, доля в общей численности населения округа людей в возрасте 60 лет и старше составляла в 1989 г. 2,5 %, в том числе среди городских жителей - 2,3 %, сельских - 4,7 %. К 1998 г. она увеличилась до 5,0 %, в том числе в городе - до 4,8 %, на селе - до 7,5 %. Численность населения старших возрастов за период 1989 - 1998 годов росла гораздо более высокими темпами, чем численность всего населения. Так численность населения в возрастах 60 - 64 года увеличилась за этот период на 83,3 %, в возрастах 65 - 69 лет - почти в три раза. Причем темпы увеличения среднего возраста населения более значительны, чем по Российской Федерации в целом. Так за период 1989 - 1997 годов население Федерации состарилось на 1,8 года, а округа - на 2,6 года.

Таким образом, хотя в настоящее время доля пожилых людей в населении округа остается одной из наиболее низких для российских регионов, тенденция старения населения становится все более устойчивой.

Следует отметить, что в округе, как и в России в целом, процесс старения населения происходит в условиях снижения средней продолжительности жизни и за счет сокращения рождаемости. При такой модели старения населения преобладают ее негативные последствия, прежде всего увеличение "отдач" трудоспособного населения, рост финансирования социальных программ, а также социальных выплат, "перенапряжение" структуры профилактической и оздоровительной работы, а также медицинского обслуживания.

По данным микропереписи населения 1994 г., среди всех жителей округа, достигших пенсионного возраста, каждый шестой (16,6 % против 20,9 % по России) проживал в домохозяйстве, состоящем из одного человека, то есть либо не имел семьи, либо жил отдельно от нее. Это значительно выше, чем среди всего населения округа (3,6 %). Доля одиноких лиц выше среди женщин, чем среди мужчин (главным образом за счет более высокой частоты овдовения) и повышается по мере перехода к более старшим возрастам. Среди населения старше 70 лет к категории одиноких принадлежит уже каждый пятый (19,6 %), а именно эта возрастная группа в наибольшей степени нуждается в социальной защите. Среди мужчин пенсионного возраста в округе процент одиноких выше, чем в целом по России (11,3 % против 9,5 % по стране). Пожилые одинокие мужчины, как правило, способны обслуживать себя в меньшей степени, чем пожилые женщины, и соответственно, в большей степени нуждаются в социальной помощи.

У мужчин Ханты-Мансийского автономного округа средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни сейчас выше, чем в целом по России, а у женщин эти показатели практически равны. Обращает на себя внимание то, что этот благоприятный для автономного округа перевес достигается исключительно благодаря городскому населению. Уровень же смертности сельского населения в ярегионе существенно выше (и, следовательно, продолжительность жизни существенно ниже), чем у среднестатистического сельского жителя России. Здесь же отметим и то, что разрыв в продолжительности жизни городского и сельского населения в автономном округе (мужчины - 8,93 года; женщины - 5,73 года) несравненно больше, чем в целом по России (мужчины - 2,39 года; женщины - 1,13 года).

Отсюда острота проблем с сохранением здоровья сельских жителей округа, улучшения здравоохранения и медицинского обслуживания в сельской местности, особенно в так называемых "бедных" районах округа.

Больше половины смертей мужчин округа в возрасте 60 лет и старше происходит из-за болезней системы кровообращения. Второе место по значимости занимают злокачественные новообразования. От этой группы причин смерти умирает каждый пятый мужчина. В основном это злокачественные новообразования органов пищеварения и, несколько реже, органов дыхания. Почти каждый десятый пожилой житель округа умирает от несчастного случая, отравления или травмы.

Для округа характерны специфические показатели социально - экономического положения пожилых людей и их социального обслуживания.

По уровню образования - 72 % пожилого населения округа не имеют даже среднего образования. Среди сельского населения этот показатель еще выше - 85 %. Пожилые горожане несколько более образованны. Здесь среднее специальное, незаконченное высшее или высшее образование имеют 20,6 %, среднее общее - 9,6 %, неполное среднее - 25,2 %, начальное - 31,6 % и не имеют начального образования 13,0 %. Однако эти показатели уровня образования пожилого населения округа ненамного отличаются от среднероссийских данных.

По источникам средств существования - почти 90 % населения старше трудоспособного возраста получают пенсии: по возрасту, инвалидности, за выслугу лет (на селе - 94 %). В городе почти четверть из них продолжает работать, на селе доля работающих почти вдвое меньше. На личное подсобное хозяйство как источник средств существования указали лишь 11,7 % населения старше трудоспособного возраста.

В округе по сравнению с общероссийским уровнем весьма значительна доля пенсионеров, получающих как максимальные (в 1997 г. - 53,7 %, а в целом по России - 38,6 %), так и минимальные (в 1997 г. - 15,6 %, а в целом по России - 3,6 %) пенсии. Средний размер пенсии обеспечил в 1997 г. лишь 65 % среднесложившегося прожиточного минимума пенсионера, установленного по округу; 15,6 % пенсионеров имеют пенсию, обеспечивающую ниже 50 % БПМ пенсионера.

В условиях кризисного развития приоритетными все более становятся те виды социальной помощи, которые в той или иной мере способствуют улучшению материального благополучия, укреплению здоровья, облегчению жизни, социального самочувствия. Существенным видом социальной помощи является для пожилых людей частичная оплата жилья и коммунальных услуг. Большую актуальность сохраняют натуральные формы социальной помощи (организация бесплатных обедов, обеспечение продуктами питания, распродажа по сниженным ценам товаров первой необходимости - одежды, белья, обуви).

С 1992 г. на территории округа начала создаваться система социального обслуживания населения. В 1992 г. было открыто 8 учреждений социального обслуживания (в том числе 1 дом - интернат для престарелых и инвалидов и 7 отделений социальной помощи). По состоянию на 1 мая 1998 г. в округе действует 65 учреждений и служб социального обслуживания пожилых, в том числе 10 учреждений стационарного типа (7 домов - интернатов для престарелых на 340 мест) и 3 социальных общежития (дома для одиноких престарелых на 70 человек); при 10 центрах социального обслуживания действует 4 отделения временного проживания пенсионеров (71 место) и 12 отделений дневного пребывания (254 места), 8 отделений социального обслуживания на дому и 8 отделений социально-медицинского обслуживания на дому; 5 отделений социального обслуживания на дому одиноких пенсионеров и инвалидов; 2 отделения социально - медицинского обслуживания на дому; 6 отделений (центров) срочного социального обслуживания.

Учреждения надомного обслуживания одиноких пожилых людей (ОСП, ОМСП) относятся к преобладающему типу учреждений социального обслуживания, они составляют 35 % от общего числа социальных учреждений. Надомным обслуживанием охвачено 2233 человека.

Судя по данным за I полугодие 1998 г., учреждениями социального обслуживания, нуждаемость в которых населения особенно высока, являются отделения социальной помощи (1172 человека стоит в очереди на обслуживание) и отделения дневного пребывания (1455 человек). Помимо этого наблюдается потребность в расширении услуг отделений медико-социальной помощи (97 человек), отделений медицинской помощи (46 человек) и домов - интернатов для престарелых (51 человек).

Таким образом, спрос населения округа старших возрастов на социальную защиту объективно возрастает в силу сложения действия следующих факторов: старение населения, увеличение числа одиноких престарелых граждан, содержание которых осуществляется в основном не усилиями семьи, а за счет общественных средств; обесценение пенсий и различного рода социальных выплат в условиях экономического кризиса и галопирующей инфляции в России; ослабление медицинского контроля за состоянием здоровья всех возрастных групп и ухудшения медицинского обслуживания, в том числе в связи с осложнением экономической ситуации в округе и стране в целом.

Известно, что уровень развития социальной сферы на Севере не компенсирует негативного воздействия региональных факторов на условия жизнедеятельности и здоровье населения. Ситуация усугубляется тем, что в условиях кризисного развития потребность в социальной защите со стороны государства возрастает во всех возрастных группах. Как следствие - устойчиво увеличивается число людей, нуждающихся в адресной помощи, прежде всего число пожилых людей, которым эта помощь становится жизненно важной. Отсюда необходимость предлагаемых данной Программой новых комплексных подходов, новых путей решения проблем, нацеленных на более полное использование потенциала городов и районов округа преимущественно на базе собственных ресурсов и возможностей.