В Стратегии социально - экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утвержденной решением Думы Города Томска от 27.06.2006 № 224 (далее - Стратегия социально - экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года), уделяется большое внимание развитию общественного самоуправления, эффективной межкультурной коммуникации и толерантности, а также в качестве одного из приоритетов обозначено повышение уровня информированности населения обо всех сферах жизни муниципального образования "Город Томск". Цели и задачи муниципальной программы по развитию данного направления сформулированы в соответствии со стратегической целью "Гражданственность и городской патриотизм" и стратегическими задачами: развитие городского общественного самоуправления, эффективная межкультурная коммуникация и толерантность, открытое информационное пространство.
В процессе муниципального управления органы местного самоуправления постоянно взаимодействуют с различными институтами гражданского общества с целью повышения качества жизни населения, используя для этого все возможные ресурсы. Наличие большого количества активных сообществ в городе свидетельствует о повышении гражданской активности населения и развитии местного самоуправления.
Механизм взаимодействия с гражданскими сообществами позволяет эффективней выявлять проблемы горожан, повышать качество принимаемых решений, повышать уровень доверия к власти, снижать затраты на решение вопросов местного значения за счет включения ресурсов добровольчества и благотворительности.
Администрацией Города Томска развивается ряд направлений, связанных с формированием благоприятных условий для развития институтов гражданского общества, поддержкой инициатив общественности, организацией конструктивного диалога власти и общества, а именно:
- взаимодействие с НКО города, поддержка гражданских инициатив в решении социально-экономических задач;
- развитие системы территориального общественного самоуправления в Томске, внедрение новых форм поддержки ТОС, проведение конкурса "Лучший ТОС", совершенствование методов по привлечению ТОС к социально-значимой деятельности;
- развитие системы жилищного самоуправления, создание условий для вовлечения населения в процессы реформировании жилищно-коммунального комплекса муниципального образования "Город Томск";
- взаимодействие с национально-культурными и религиозными объединениями города Томска для разработки и осуществления мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории городского округа, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
- организация участия населения в обсуждении вопросов социально-экономического развития города: публичные слушания, ежегодный отчет Мэра, открытые заседания Думы Города Томска, опрос общественного мнения и другое;
- организация работы постоянно действующих общественных совещательных органов, осуществляющих деятельность в целях обеспечения участия населения муниципального образования "Город Томска" в местном самоуправлении: Томской городской палаты общественности, Координационного совета женщин при Мэре Города Томска, Совета старейшин Города Томска;
- привлечение общественных экспертов к разработке программных документов на муниципальном уровне (в том числе, общественные экспертизы, слушания, общественные рабочие группы и т.п.);
- создание условий для привлечения населения к социально-значимой деятельности: предоставление субсидий, предоставление муниципальных помещений в безвозмездное пользование НКО, организационно-методическая помощь при проведении мероприятий и т.п.;
- организация деятельности ресурсного центра для НКО как инструмента стимулирования общественных инициатив;
- использование информационных ресурсов муниципалитета (официальный портал МО "Город Томск", газета администрации города "Общественное самоуправление", официальные аккаунты администрации Города Томска в социальных сетях) для информирования населения о деятельности органов местного самоуправления, популяризации общественных инициатив, организаций городского сообщества.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязывает органы местного самоуправления оказывать содействие населению по участию в решении вопросов местного значения, в том числе за счет обучения и других мер. Именно на органы местного самоуправления возлагается ответственность за реализацию на территории муниципального образования основополагающих идей местного самоуправления. Роль органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" в воспитании сопричастности человека к развитию своего города высока.
Тем не менее, местное население вынужденно берет на себя выполнение различных функций по обеспечению комфортных условий своего проживания, одновременно отказываясь от иждивенческих установок. Как следствие, возникает активная гражданская позиция. В этом смысле формирование и деятельность НКО граждан по месту жительства - объективный процесс, который нуждается в благоприятных условиях развития. Жилищный кодекс Российской Федерации коренным образом изменил схему управления жилищным фондом, предоставляя ключевое место в этой схеме собственникам жилья - населению. Наличие положительных результатов реализации такого управления во многом определяется уровнем подготовленности населения к созданию товариществ собственников жилья и иных НКО по месту жительства, организации общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по выбору способа управления и решению других насущных вопросов, осуществлению общественного контроля за использованием собственных и бюджетных средств, направляемых управляющими (обслуживающими) организациями на оказание жилищных услуг и т.д. Укрепление системы товариществ собственников жилья и других жилищных объединений граждан в муниципальном образовании "Город Томск" связано с наличием целенаправленной и системной работы органов местного самоуправления по поддержке таких объединений.
Важнейшим элементом системы местного самоуправления является самоорганизация граждан по месту жительства в форме территориального общественного самоуправления (далее - ТОС). Целью развития ТОС муниципального образования "Город Томск" является создание благоприятных условий и стимулов для реализации права участия населения в осуществлении местного самоуправления, увеличения вклада населения в социально-экономическое развитие территорий и институтов гражданского общества, в конечном итоге - повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования "Город Томск".
Территориальное общественное самоуправление - одна из самых распространенных форм участия населения в местном самоуправлении. Большинство существующих в муниципальном образовании "Город Томск" органов территориального общественного самоуправления активно участвуют в управлении городским хозяйством и достигают положительных результатов. Между тем, проблемные места в этой сфере присутствуют, в частности, необходимость реализации обновленной нормативно-правовой базы, обеспечения широкого участия органов территориального общественного самоуправления в процессе реализации функции органов местного самоуправления, существует потребность появления и выдвижения способных, инициативных и конструктивных лидеров - руководителей территориальных общественных самоуправлений и т.д. Дальнейшее развитие территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании "Город Томск" связано с критическим анализом и пересмотром всей практики взаимодействия городской власти с некоммерческими объединениями граждан по месту жительства, систематизацией и структурированием данного института местного самоуправления в муниципальном образовании "Город Томск".
НКО играют весьма значимую роль в социально-экономическом развитии муниципального образования "Город Томск", способствуя повышению качества жизни населения на местном уровне во всех его составляющих: нравственном, культурном, социальном, а также экологическом. Национально-культурные организации способствуют установлению межнационального согласия на территории муниципального образования "Город Томск", религиозные организации нацелены на достижение взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, экологические организации ведут работы по охране окружающей среды и т.д. Именно поэтому особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для конструктивного сотрудничества всех НКО между собой, а также со всеми видами и ветвями публичной власти.
Общественный сектор муниципального образования "Город Томск" по природе своей многообразен и, главное, активен. Муниципальное образование "Город Томск" имеет специфику молодого и активного города, который "переполнен" образовательным, информационным и творческим ресурсом. Люди здесь объединяются и умеют объединяться для решения самых разных проблем и задач.
Самодеятельность и инициативы населения, направленные на решение жизненно важных для развития города задач, нуждаются в организационной и финансовой поддержке со стороны властей. На сегодняшнем этапе целесообразно поддерживать идеи, которые, с одной стороны, обеспечивают насущные потребности населения, а с другой стороны, могут быть увязаны со среднесрочными программами и планами деятельности органов местного самоуправления. Также важно выявлять и поддерживать инициативы, нацеленные на реализацию стратегических направлений развития муниципального образования "Город Томск". Средства бюджета муниципального образования "Город Томск", выделяемые на реализацию данной программы, должны использоваться как стимулирующий фактор. С помощью бюджетной поддержки предполагается привлечение и эффективное использование ресурсов территории и потенциала общественности в решении проблем муниципального образования "Город Томск".
В разработанной настоящей муниципальной программе предусмотрены реализованные мероприятия муниципальной программы "Развитие городского сообщества" на 2015-2025 года, которые носят системный характер и требуют дальнейшего развития, а также мероприятия по формированию информационной открытости городской власти, выстраивания диалога для обсуждения ключевых проблем и принятия решений.
Динамика стратегических показателей в сфере развития городского сообщества представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Показатель | 2015 | 2023 | 2025 | 2030 | |||
Доля населения, принимающего участие в различных формах и структурах общественного самоуправления (%) | 45 | 55 | 56 | 57 |
На начало 2020 года в муниципальном образовании "Город Томск" осуществляли деятельность 44 ТОС, динамика создания территориального общественного самоуправления на момент разработки муниципальной программы в сравнении с крупными административными центрами Сибирского федерального округа приведена в таблице 2:
Таблица 2.