Оценка факторов и ограничений
На период 2024 - 2026 годов сохранится влияние на развитие Томской области следующих внутренних и внешних факторов:
1. Несовершенство распределения доходных источников между субъектами и Российской Федерацией.
Томская область ежегодно перечисляет в федеральный бюджет свыше 75% налогов (это около 246 млрд рублей), при этом имеет высокую долговую нагрузку (по итогам 2022 года - 75,3%) и бюджетную обеспеченность ниже среднероссийского уровня (в 2022 году - 0, 677).
2. Качественное ухудшение сырьевой базы на фоне введения квот в рамках решений ОПЕК. Большая часть освоенных месторождений Томской области имеет высокую выработанность, остальная часть потенциально-продуктивных месторождений содержит трудноизвлекаемые нерентабельные запасы. При этом доля трудноизвлекаемых запасов составляет более 55% и продолжает расти.
Снижение объемов добычи нефти не только негативно влияет на финансовую устойчивость нефтяной отрасли в Томской области, но и приводит к сокращению ряда сопутствующих смежных отраслей. Данные процессы, в свою очередь, замедляют социально-экономическое развитие Томской области и сокращают объемы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
3. Недостаточная развитость транспортной инфраструктуры. Географическая удаленность Томской области и неразвитость транспортной инфраструктуры накладывают ограничения на развитие секторов экономики, для которых транспортные издержки являются критичными. Томская область значительно уступает другим субъектам Российской Федерации по плотности автомобильных дорог с твердым покрытием.
4. Ограничение железнодорожного экспорта из Томской области через Республику Казахстан. Из-за перенаправления экспортных потоков с европейской части России в восточном направлении нагрузка на транзитную инфраструктуру Республики Казахстан кратно возросла и, как следствие, проблемы с пропускной способностью, ростом тарифов и ограничением на прием поездов. Это затрудняет экспорт как в страны Центральной Азии, так и в Иран и страны Персидского залива, так как Восточная ветка МТК "Север-Юг" оказывается недоступна.
5. Повышенный расход топливно-энергетических ресурсов на производственные и социальные нужды из-за суровых природно-климатических условий.
6. Проблемы развития сельского хозяйства, находящегося в зоне рискованного земледелия. Дефицит оборотных средств и финансовых средств для обновления основных фондов в сельскохозяйственных организациях.
Существенное влияние на социально-экономическое развитие Томской области окажут крупные инвестиционные проекты, одобренные Правительством Российской Федерации, а также инвестиционные проекты, вошедшие в проект плана реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года (далее - Стратегия) (приложение № 3 к Прогнозу).
Сценарии и направления развития
Письмом от 29.09.2023 № 35493 - ВД/Д14и Минэкономразвития РФ доведены уточненные показатели базового и консервативного вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 22 сентября 2023 года.
Так, до конца 2023 года по Российской Федерации ожидается:
снижение экспорта товаров в стоимостном выражении на 22%, при этом в реальном выражении сохранение на уровне 2022 года (0,5%). Снижение нефтегазового экспорта будет нивелировано восстановлением ненефтегазового экспорта. В структуре ненефтегазового экспорта опережающими темпами будут расти поставки продовольственных товаров, химической продукции (включая минеральные удобрения), драгоценных камней и металлов, а также машин и оборудования;
рост импорта товаров в стоимостном выражении на 13,4%, в реальном выражении - на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
сальдо счета текущих операций составит около 74,4 млрд долларов США или 3,9% валового внутреннего продукта (далее - ВВП).
По итогам 2023 года прирост потребительских цен составит 7,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В 2023 году ожидается увеличение среднемесячной номинальной заработной платы на уровне 112,2%, что при невысокой инфляции обеспечит рост реальной заработной платы 106,1%.
Рост реальных располагаемых доходов населения оценивается на уровне 104,1%.
Ситуация на рынке труда характеризуется как стабильная. В целом за 2023 год уровень безработицы по методологии МОТ составит 4,2% (в 2022 году - 5,2%).
Стабильная ситуация на рынке труда, рост реальных располагаемых денежных доходов и кредитной активности населения положительно сказываются на восстановлении потребительской активности. По итогам 2023 года прогнозируется увеличение потребительской активности на 5,4%.
В результате в 2023 году ожидается рост оборота розничной торговли на 5,8%, объема платных услуг, оказываемых населению, на 4,1%.
По итогам 2023 года рост экономики позволит не только компенсировать спад 2022 года, но и достигнуть прироста к уровню двухлетней давности. По итогам 2023 года ожидается рост ВВП на 2,8% (в 2022 году - снижение на 2,1%). Основными драйверами роста выступают отрасли реального сектора, прежде всего, обрабатывающая промышленность. Рост экономики сопровождается высокой инвестиционной активностью. По итогам 2023 года темпы роста инвестиций ожидаются на уровне 6,0%.
В базовом варианте среднесрочная траектория развития российской экономики на период 2024 - 2026 годов определяется развитием экономики предложения, направленной на удовлетворение внутреннего спроса - как потребительского, так и инвестиционного. При этом роль экспорта в структуре роста будет повышаться по мере переориентации на новые рынки.
Рост физических объемов российского экспорта в 2024 году ускорится до 2,6% г/г, а в 2025 - 2026 годах стабилизируется на уровне 2,4 - 2,7% в год. Драйверами роста на среднесрочном горизонте будет выступать как нефтегазовый, так и ненефтегазовый экспорт.
В то же время с 2024 года темпы роста физических объемов импорта замедлятся.