Действующий

Об утверждении муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни" на 2024-2030 годы (с изменениями на 9 октября 2024 года)

II. Анализ текущей ситуации




Рост благосостояния населения, формирование национального самосознания и обеспечение долгосрочной социальной стабильности всего населения являются приоритетными задачами современной российской государственной политики. Реализация выделенных задач возможна только при обеспечении ряда условий, поэтому крайне актуальным становится вопрос о проведении качественной и эффективной работы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан. Формирование здорового образа жизни людей через развитие физической культуры и спорта имеют исключительно важное значение.


Основной показатель эффективности деятельности в области физической культуры и спорта - Доля населения систематически занимающегося физической культурой и спортом в общей численности населения города Томска в возрасте 3-79 лет, % (таблица 1).


Достижение показателя предполагает решение следующих тактических задач, которые включают в себя несколько направлений:


1. Организация предоставления детям дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности:


- обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и физического труда детей, формирование отношения к физической культуре как к важнейшему условию разностороннего развития личности; решение данной задачи также заключается в доступности, востребованности, вариативности, качестве и эффективности образовательного процесса.


Задача предполагает удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.


2. Создание условий для занятий физической культурой и массовым спортом на территории муниципального образования "Город Томск":


- популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения, организация физкультурно-массовой работы по месту жительства граждан, а также пропаганда здорового образа жизни;


- участие в организации и проведении городских, межрегиональных и международных спортивных соревнований и тренировочных мероприятий, проводимых на территории муниципального образования "Город Томск", способствуют популяризации физической культуры и спорта, увеличению желающих заниматься физической культурой и спортом, росту мастерства занимающихся в спортивных объединениях города.


Оценка деятельности осуществляется по показателям, ряд из которых представлен в таблице 1:

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей развития физической культуры и спорта на территории муниципального образования "Город Томск" в период с 2020 по 2022 год

Наименование показателя

Год реализации

2020

2021

2022

1

Численность занимающихся физической культурой и спортом, чел.

253091

268729

287657

Доля населения систематически занимающегося физической культурой и спортом в общей численности населения города Томска в возрасте 3-79 лет, %

45

48,3

52,2

12

2

Кол-во муниципальных учреждений физической культуры и спорта, ед.

16

16

16

3

Численность обучающихся в муниципальных учреждениях физической культуры и спорта, чел.

10403

10367

10298

4

Присвоено спортивных разрядов и званий в год, чел.

массовые разряды

1127

4532

2746

1 разряд

276

522

795

КМС

187

242

378

МС

50

33

31

МСМК

4

1

2

ЗМС

6

1

0

5

Численность участников официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, чел.

17253

108500

109200

6

Численность граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в секциях по месту жительства в МАУ ЦСИ в год, чел.

4205

4206

4238


Динамика показателей социально-экономического развития за предшествующие три года и прогноз исполнения показателей в результате реализации подпрограммы приведены в таблице 2 "Показатели социально-экономического развития на момент разработки муниципальной программы и ожидаемые результаты" раздела II "Общая характеристика муниципальной программы".


Сравнение с показателями административных центров Сибирского федерального округа приведено в таблице 3 "Анализ показателей развития физической культуры и спорта в Сибирском федеральном округе в разрезе региональных центров" раздела II "Общая характеристика муниципальной программы".


Основными приоритетными направлениями деятельности в части развития физической культуры и массового спорта является вовлечение граждан в регулярные занятия физической культурой и спортом, прежде всего детей и молодежи. Ежегодно в муниципальном образовании "Город Томск" проводится более 500 физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий от уровня дворовых состязаний до соревнований общегородского уровня. Официальные городские спортивные соревнования проводятся по 61 виду спорта. В 2022 году физкультурно-оздоровительной работой в муниципальном образовании "Город Томск" было охвачено 287657 человек, что составляет 52,2 % от общего количества населения муниципального образования "Город Томск". В целях привлечения населения к активным занятиям физической культурой и спортом в городе создана система проведения комплексных спортивно-массовых мероприятий, включающих в себя соревнования для всех категорий населения.


Значительная часть населения, даже имея высокий образовательный уровень, не в состоянии правильно распорядиться своим психофизическим потенциалом, чтобы с помощью физических упражнений поддерживать оптимальную работоспособность и здоровье. Благодаря реализации Закона Томской области от 13.12.2006 № 314-ОЗ "О предоставлении субсидий местным бюджетам на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта" стало возможным трудоустроить людей, организующих по собственной инициативе работу на дворовых площадках, а следовательно, систематизировать и направить работу по организации физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства. По итогам 2022 года количество занимающихся в секциях по месту жительства 4238 человека, что на 232 человека больше, чем было запланировано.


На данный момент управление физической культуры и спорта администрации Города Томска осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении 16 учреждений дополнительного образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, из которых: 7 муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и 9 муниципальных автономных учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, в том числе: МБУ ДО СШ № 1, по хоккею и фигурному катанию, 6 имени В.И. Расторгуева, 7 по шахматам, 15, бокса, технических видов спорта; МАУ ДО СШ № 2, 3, 16, 17, "Победа", единоборств, зимних видов спорта, "Кедр", УСЦ ВВС имени В.А.Шевелева.


Обучение в учреждениях дополнительного образования проводится бесплатно. В то же время существуют трудности по обеспечению обучающихся инвентарем и направлению на соревнования.


Численность занимающихся в учреждениях (по состоянию на конец 2022 года) составляло 10071 человек. Значение данного показателя с 2015 года ежегодно находится в районе вышеуказанной количества человек и изменяется лишь за счёт перехода обучающихся с одного этапа подготовки на другой.


Одним из показателей эффективности деятельности муниципальных учреждений спортивной направленности является подготовка разрядников и участие в соревнованиях. Из числа занимающихся спортсменов - разрядников 2400 человек. За 2022 год подготовлено 378 кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта России - 11 человек, 2 мастера спорта России международного класса, 1 заслуженный мастер спорта России.


На количество завоеванных медалей различного уровня влияют внешние факторы: во время пандемии COVID-19 существовали ограничения на проведение соревнований как внутрироссийских, так и международных. В настоящее время существуют ограничения, связанные с отсутствием допуска российских спортсменов к участию в международных стартах в подавляющем большинстве видов спорта, что несомненно сказывается на количестве завоеванных медалей. В 2022 году обучающиеся спортивных школ города Томска завоевали 487 медалей на соревнованиях всероссийского уровня, что на 83 медали больше, чем 2021 году.


Представительство томских спортсменов в списках кандидатов в сборные команды Российской Федерации в период анализа ситуации находился примерно на одном уровне: 25 человек в 2020 году, 32 человека в 2021 году и 29 человек в 2022 году.


В 2022 году образовательный процесс в спортивных школах организовывали 259 тренеров-преподавателей, в том числе 233 штатных.


Кроме того, дополнительное образование детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков.


Учитывая, что потребность в получении услуг по дополнительному образованию детей спортивной направленности в учреждениях дополнительного образования растет, растет численность жителей города, систематически занимающихся физической культурой и спортом, а количество мест для организации занятий в муниципальных учреждениях не увеличивается, могут возникнуть следующие риски:


1. Потребность в получении услуг по дополнительному образованию детей будет выше, чем возможность учреждений спортивного профиля в предоставлении мест для зачисления в спортивные школы.


2. Недостаточность площадей зданий (объектов спорта) для организаций дополнительного образования детей.


В связи с недостаточным финансированием могут возникнуть следующие риски:


1. Невыполнение программ спортивной подготовки в части участия в соревнованиях (выделение средств на проезд, проживание, питание и витаминизацию). В соответствии с программой по виду спорта спортсмены должны принять участие от 2-х до 6 соревнований в год и не менее 2-х тренировочных мероприятий (сборов);


2. Недостаточное материально-техническое обеспечение спортивных учреждений;


3. Невозможность привлечения для организации и проведения образовательного процесса дополнительных педагогов по видам подготовки (акробатическая, хореографическая подготовка и др.).


Проблема имеет системный характер и характеризуется:


- потребностью в дополнительном финансировании дополнительного образования в части реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки по видам спорта;


- дефицитом высокопрофессиональных кадров педагогов и управленческих кадров системы дополнительного образования детей;


- наличием слабой материально-технической базы (спортивное оборудование, инвентарь, пожарная безопасность и антитеррористическая защищенность).


В сложившейся ситуации необходимо принять меры по выравниванию и улучшению ситуации в муниципального образования "Город Томск", используя эффективные средства физической культуры и спорта, формировать здоровый образ жизни посредством пропаганды физической культуры и спорта, вовлекать большее количество населения к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях.


Данная подпрограмма направлена на повышение доступности и качества услуг дополнительного образования, совершенствование их социально-адаптирующих функций; обеспечение коренного обновления содержания программ дополнительного образования, модернизацию материально-технической базы, закрепление тренерско-преподавательских кадров в системе дополнительного образования, развитие физической культуры и массового спорта на территории муниципального образования "Город Томск".

 


Риски, возникающие в процессе реализации подпрограммы:

Вид риска

Меры по управлению рисками

Возможное изменение федерального и регионального законодательства

Внесение изменений в действующие муниципальные правовые акты и (или) принятие новых муниципальных правовых актов муниципального образования "Город Томск", касающихся сферы реализации Подпрограммы

Потеря актуальности мероприятий Подпрограммы

- Мониторинг эффективности реализуемых программных мероприятий;

- Реализация в случае необходимости новых мероприятий за счет перераспределения средств внутри Подпрограммы