Переход к рыночной экономической системе в нашей стране привел к ряду социальных проблем, важнейшими из которых являются: высокий уровень социального неравенства, снижение уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования, низкий уровень доходов и жизни населения.
Действующая в настоящее время система государственной помощи не обеспечивает необходимого уровня социальной защищенности отдельных категорий граждан, в связи, с чем задача защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения на уровне местного самоуправления вышла на первый план.
Одним из целевых векторов социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утвержденной решением Думы Города Томска от 27.06.2006 N 224, является повышение уровня жизни населения. Достижение поставленной цели подразумевает и охват отдельных категорий граждан (в т.ч. многодетных семей) посредством реализации местных социальных гарантий, предоставления социальной (материальной) поддержки и оказания социальных услуг населению.
Таблица 1
Анализ стратегических показателей
Наименование показателя | Ед. измерения | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2029 План/прогноз |
Доля многодетных семей, получивших меры социальной поддержки, от общей численности многодетных семей, обратившихся в органы социальной защиты за социальной помощью | % | 25,9 | 24,8 | 26,4 | 14,9 | 26,7 |
Отклонение данного показателя в сторону увеличения обусловлено увеличением количества многодетных семей.
По данным Ассоциации сибирских и дальневосточных городов на 03.07.2023 по вышеуказанному стратегическому показателю информация в сравнении с другими городами отсутствует.
Формы и виды социальной помощи отдельным категориям граждан, реализуемые на территории Города Томска определены Думы Города Томска от 21.12.2010 N 55 "О новой редакции Положения "Об оказании мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Города Томска".
С учетом практики применения постоянно совершенствуются механизмы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям гражданам в Городе Томске в части усиления адресности.
Успешное выполнение предусмотренных в Подпрограмме мероприятий позволит создать условия для выхода отдельных категорий граждан из трудной жизненной ситуации и недопущения социального иждивенчества, а также для укрепления социального института семьи. Под трудной жизненной ситуацией понимается обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и которые он не может преодолеть самостоятельно.
Численность граждан, состоящих на учете в центрах социальной поддержки населения в 2022 году, составило 173360 человек, что составляет 29,7% от численности населения города Томска. Из общей численности населения, обратившегося в органы социальной защиты за социальной помощью: 97070 пенсионеров, 13704 инвалида, 3641 многодетная семья (данные взяты из отчета по Муниципальной программе за 2022 год).
Численность граждан, состоящих на учете в центрах социальной поддержки населения в 2023 году, составило 163129 человек. Из общей численности населения, обратившегося в органы социальной защиты за социальной помощью: 87535 пенсионеров, 14689 инвалида, 3907 многодетных семей (данные взяты из отчета по Муниципальной программе за 2023 год).
Продолжение активной социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных семей, детей-инвалидов, детей-сирот, оставшихся без родительского попечения, а также улучшение условий и уровня жизни ветеранов Великой Отечественной войны, оказание им всесторонней поддержки и внимания являются приоритетными направлениями социальной поддержки в муниципальном образовании "Город Томск".
В целях удовлетворения потребности многодетных семей в присмотре и уходе за детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения, успешно реализуется мера социальной поддержки многодетным семьям при присвоении статуса "Семейная группа присмотра и ухода за детьми". Так, в 2020 году - 21 семья с данным статусом получали ежемесячные выплаты, в 2021 году - 16 семей, в 2022 году - 11 семей, в 2023 году - 8 семей (данные взяты из отчетов по Муниципальной программе за 2020 - 2023 годы). Снижение количества получателей связано с тем, что многодетные семьи имеют первоочередное право на получение путевок для приема в дошкольные образовательные организации.
С целью снижения социальной напряженности, связанной с дефицитом мест дошкольного образования, на условии софинансирования с Администрацией Томской области, реализуется мера социальной поддержки "Денежная выплата родителям (законным представителям) детей, осваивающих образовательную программу дошкольного образования и получающих услуги по присмотру и уходу в организациях, осуществляющих обучение, частных образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, в целях возмещения затрат за присмотр и уход" (далее - денежная выплата), введенная в 2013 году. С 1 сентября размер денежной выплаты увеличен до 5000 руб. (ранее был - 4000 руб.), так как размер родительской платы за частный детский сад значительно выше по сравнению с муниципальными садами. В 2023 году количество граждан, получивших денежную выплату составило 1232 человека, в 2022 году - 1828 человек, в 2021 году - 2423 человек и в 2020 году - 2535 человек. Снижение количества получателей денежной выплаты обусловлено в первую очередь открытием новых муниципальных детских садов.
Для этих же целей с 2012 года реализуется мера социальной поддержки "Компенсация родителям (законным представителям) части затрат за содержание детей в группах по присмотру и уходу за детьми". В 2020 году количество детей, родители (законные представители) которых получили компенсацию составило 773 человека, в 2021 году - 641 чел., в 2022 году - 340 человека, в 2023 году - 326 человек. Снижение количества детей, родители (законные представители) которых получили компенсацию, так же как и получателей денежной выплаты обусловлено открытием новых муниципальных детских садов.
Ежемесячно около 2700 граждан льготных категорий (многодетные семьи, ветераны боевых действий) получают муниципальную денежную выплату на оплату жилищно-коммунальных услуг. Общая сумма выплат в 2020 году составила 10296,4 тыс. руб., в 2021 году - 10888,8 тыс. руб., в 2022 году - 10725,5 тыс. руб., в 2023 году - 7045,5 тыс. руб.).
Садовые, огородные и дачные земельные участки имеют преимущественно граждане пожилого возраста и многодетные семьи. Садоводство и огородничество являются важнейшим институтом, в социальном плане определяющим образ жизни пожилых людей. Существование садоводческих обществ снимает частично напряженность ряда проблем и конфликтов как повседневной жизни людей (проблема отдыха, включения пожилых людей в социальную жизнь), так и государственного значения (продовольственная безопасность, развитие частной собственности). В связи с этим муниципальное образование "Город Томск" предоставляет право бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте и водном транспорте городского сообщения для граждан, имеющих земельный участок, предоставленный или приобретенный для ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства или дачного хозяйства. Так, в 2021 году данным правом на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте воспользовались 3007 томича на общую сумму 15369,0 тыс. руб., в 2022 году - 2006 томича на общую сумму 16648,5 тыс. руб., в 2023 году - 2006 томичей на общую сумму 20722,4 тыс. руб. Однако, бесплатный проезд на водном транспорте гражданам не предоставлялся, в связи с отсутствием поставщика услуг по перевозке граждан водным транспортом городского сообщения.
Горожанам, получающим коммунальные услуги от децентрализованных источников, предоставляются льготы (скидки) по оплате жилищно-коммунальных услуг. В 2020 году 22865 граждан охвачено данной мерой социальной поддержки на общую сумму 93535,9 тыс. руб. В 2021 году 21453 граждан охвачено данной мерой социальной поддержки на общую сумму 104929,6 тыс. руб. В 2022 году - 20640 человек на общую сумму 88885, тыс. руб., в 2023 году - 17383 человека на общую сумму 71887,4 тыс. руб. Ежегодно около 2100 граждан, проживающих в неблагоустроенном жилье, обращаются за мерой социальной поддержки в виде освобождения граждан от оплаты за обслуживание в общих отделениях бань.
С 2015 года реализуется мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты студентам на проезд автомобильным транспортом по межмуниципальным пригородным маршрутам регулярных перевозок. В 2020 году данную выплату получили 211 студентов, в 2021 году - 240 студентов, в 2022 году - 255 студентов, в 2023 году - 227 студентов. Также Город Томск ежемесячно реализует местные социальные гарантии в соответствии с Думы Города Томска от 09.12.2014 N 1202 "О новой редакции Положения "О наградах и почетном звании муниципального образования "Город Томск". Так, в 2022 году денежные выплаты получили 12 лиц, удостоенных звания "Почетный гражданин Города Томска", в 2021 году - 11 человек, в 2020 году - 13 человек, в 2023 году - 13 человек.
Таким образом, реализуемые мероприятия способствуют концентрации социальных расходов бюджета на помощи наиболее нуждающимся группам населения, выведению их из состояния бедности, обеспечивают оказание помощи гражданам в трудной жизненной ситуации.
Социальная и социально-психологическая помощь для современного общества является очень актуальной и необходимой, но большая часть населения, в том числе Города Томска, скорее ориентирована на ее материальное выражение. Именно те семьи, у которых существуют проблемы, связанные с употреблением психоактивных веществ, алкоголя, имеют низкую мотивацию на получение помощи специалистов-психологов и с готовностью обращаются за социально-экономической и социально-бытовой помощью. Такие семьи являются источником социального неблагополучия, и сколько бы ни закладывалось финансовых средств в бюджеты разных уровней на оказание материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, их будет всегда недостаточно потому, что работать нужно, прежде всего, на создание их мотивации к изменению.
Люди, оказавшиеся в кризисной ситуации, очень часто нуждаются в социальном патронаже, но в то же время сами должны принимать активное участие в решении собственных проблем. Включение самих людей в процесс решения своих социальных проблем как активных субъектов этого процесса, повышение их адаптивности, изменение психологии социального иждивенчества - важные направления данной Подпрограммы.
Еще одной целевой группой Подпрограммы являются несовершеннолетние. Все проблемы, которые возникают в поведении несовершеннолетних, идут, конечно же, из семьи, и рассматривать ребенка отдельно от семьи было бы неправильно. Следовательно, работа в этом направлении должна строиться комплексно и с родителями, и с детьми. Нормы поведения, заданные в обществе и применяемые в семье, очень часто вступают в противоречие, и не устоявшаяся психика несовершеннолетних дает сбои. Очень важно вовремя скорректировать поведение ребенка таким образом, чтобы не вызвать у него протест, связанный с непониманием происходящего. Ведь аддитивное поведение, которое проявляется также через употребление алкоголя и наркотических средств, связано с желанием уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания. Опьяняющее средство выступает как заместитель недостающего источника определенных эмоций.