Действующий

Об утверждении муниципальной программы "Социальная поддержка граждан" на 2024-2029 годы (с изменениями на 10 июля 2024 года)


II. Анализ текущей ситуации подпрограммы 1


Мероприятия настоящей подпрограммы осуществляются в интересах граждан старшего поколения. Старение населения - общемировой процесс. По данным Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области в муниципальном образовании "Город Томск" на 01.01.2023 численность граждан, достигших возраста 60 (для мужчин) и 55 лет (для женщин) составляет 111908 человек. Основным источником доходов большинства пожилых граждан является пенсия.

Численность пенсионеров

На 1000 человек населения

01.01.2020

01.01.2021

01.01.2022

01.01.2023

01.01.2020

01.01.2021

01.01.2022

Сибирский федеральный округ

5246

5169

5037

4998,98

306,5

304

298,2

Республика Алтай

61

60

59

59

275,2

272,3

267,1

Республика Тыва

83

83

82

82,2

254,5

250,9

247,5

Республика Хакасия

155

152

149

147,9

290

286,2

281,7

Алтайский край

758

743

721

713,4

327,3

323,7

318

Красноярский край

850

840

819

813,4

296,6

294,1

287,6

Иркутская область

754

743

722

716

315,3

312,7

306,4

Кемеровская область

854

838

816

804,5

321,2

318,1

313,3

Новосибирская область

832

823

808

806,5

297,4

295,6

290,7

Омская область

598

588

570

566,6

310,2

308,8

303,2

Томская область

301

299

290

289,8

279,1

279

271,5


Начиная с 2022 г. - с учетом данных по г. Байконуру.

Таблица 1


Анализ стратегических показателей

Наименование показателя

Ед. измерения

2020

2021

2022

2023

2029 План/прогноз

Доля граждан старшего поколения, охваченных мерами материальной поддержки, а также мерами для реализации интеллектуальных и культурных потребностей, от общей численности граждан старшего поколения

%

6,6

12,9

21,5

21,8

24,7


По данным Ассоциации сибирских и дальневосточных городов на 03.07.2023 по вышеуказанному стратегическому показателю информация в сравнении с другими городами отсутствует.

Одним из целевых векторов  социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утвержденной решением Думы Города Томска от 27.06.2006 N 224, является повышение уровня жизни населения. Достижение поставленной цели подразумевает и охват граждан старшего поколения посредством оказания помощи в решении материальных, и бытовых проблем пожилых граждан, а также содействию активному участию граждан старшего поколения в жизни общества для реализации личного потенциала. На снижение показателя в 2020 - 2021 годах повлияла неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в г. Томске.

В соответствии с Федеральным  от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В настоящее время определен возраст для получения мер социальной поддержки: для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет.

По данным Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров по состоянию на начало 2023 года равен 20041,83 руб. при прожиточном минимуме на душу населения в Городе Томске - 14220 руб., пенсионеры - 12230 руб. ( Администрации Томской области от 20.12.2022 N 587а).

По данным Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров по состоянию на начало 2024 года равен 24818 руб. при прожиточном минимуме на душу населения в Городе Томске - 14803 руб., пенсионеры - 12731 руб. ( Администрации Томской области от 20.09.2023 N 431а).

Постоянное повышение цен на продукты питания, промышленные товары, медикаменты, рост оплаты за жилье и коммунальные услуги значительно затрудняют пожилым людям, особенно одиноко проживающим, производить жизненно необходимые приобретения, в том числе лекарственные препараты и лечение.

Таблица 1


Назначение адресной единовременной материальной
помощи за счет городского бюджета

Виды помощи

Количество человек 2022

Сумма (руб.) 2022

Количество человек 2023

Сумма (руб.) 2023

Зубопротезирование

1348

4031,3

1474

4545,2

Помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

773

3619,2

780

3419,5

Установка бытовых электрических, газовых плит

220

1540,0

190

1330,0

Другие виды помощи

282

14226,2

286

14159,9

ИТОГО

2623

23416,7

2730

23454,6


Основная целевая аудитория настоящей подпрограммы включает в себя граждан старшего поколения (мужчины, достигшие возраста 60 лет, женщины, достигшие возраста 55 лет).

Неустойчивое материальное положение, неудовлетворительное состояние здоровья, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.

Ежегодно с 2015 года гражданам оказывается единовременная социальная (материальная) помощь в виде: материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социальной (материальной) помощи на зубопротезирование гражданам, достигшим возраста 60 (для мужчин) и 55 лет (для женщин). В 2022 году такую помощь получили 2623 человека в общем размере 23416,7 тыс. руб. (в 2021 году - 2677 чел., объем финансирования - 23483,2 тыс. руб., в 2020 году - 2744 чел., объем финансирования за счет муниципального образования "Города Томска" - 24421,9 тыс. руб.), в 2023 году - 2730 человек на сумму 23602,0 тыс. руб. Материальная помощь в трудной жизненной ситуации предоставляется гражданам в основном на лечение (операции, дорогостоящие лекарства) и улучшение жилищно-бытовых условий (ремонт, бытовая техника, мебель).