Мероприятия настоящей подпрограммы осуществляются в интересах граждан старшего поколения. Старение населения - общемировой процесс. По данным Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области в муниципальном образовании "Город Томск" на 01.01.2023 численность граждан, достигших возраста 60 (для мужчин) и 55 лет (для женщин) составляет 111908 человек. Основным источником доходов большинства пожилых граждан является пенсия.
Численность пенсионеров
На 1000 человек населения | |||||||
01.01.2020 | 01.01.2021 | 01.01.2022 | 01.01.2023 | 01.01.2020 | 01.01.2021 | 01.01.2022 | |
Сибирский федеральный округ | 5246 | 5169 | 5037 | 4998,98 | 306,5 | 304 | 298,2 |
Республика Алтай | 61 | 60 | 59 | 59 | 275,2 | 272,3 | 267,1 |
Республика Тыва | 83 | 83 | 82 | 82,2 | 254,5 | 250,9 | 247,5 |
Республика Хакасия | 155 | 152 | 149 | 147,9 | 290 | 286,2 | 281,7 |
Алтайский край | 758 | 743 | 721 | 713,4 | 327,3 | 323,7 | 318 |
Красноярский край | 850 | 840 | 819 | 813,4 | 296,6 | 294,1 | 287,6 |
Иркутская область | 754 | 743 | 722 | 716 | 315,3 | 312,7 | 306,4 |
Кемеровская область | 854 | 838 | 816 | 804,5 | 321,2 | 318,1 | 313,3 |
Новосибирская область | 832 | 823 | 808 | 806,5 | 297,4 | 295,6 | 290,7 |
Омская область | 598 | 588 | 570 | 566,6 | 310,2 | 308,8 | 303,2 |
Томская область | 301 | 299 | 290 | 289,8 | 279,1 | 279 | 271,5 |
Начиная с 2022 г. - с учетом данных по г. Байконуру.
Таблица 1
Анализ стратегических показателей
Наименование показателя | Ед. измерения | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2029 План/прогноз |
Доля граждан старшего поколения, охваченных мерами материальной поддержки, а также мерами для реализации интеллектуальных и культурных потребностей, от общей численности граждан старшего поколения | % | 6,6 | 12,9 | 21,5 | 21,8 | 24,7 |
По данным Ассоциации сибирских и дальневосточных городов на 03.07.2023 по вышеуказанному стратегическому показателю информация в сравнении с другими городами отсутствует.
Одним из целевых векторов социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утвержденной решением Думы Города Томска от 27.06.2006 N 224, является повышение уровня жизни населения. Достижение поставленной цели подразумевает и охват граждан старшего поколения посредством оказания помощи в решении материальных, и бытовых проблем пожилых граждан, а также содействию активному участию граждан старшего поколения в жизни общества для реализации личного потенциала. На снижение показателя в 2020 - 2021 годах повлияла неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в г. Томске.
В соответствии с Федеральным от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В настоящее время определен возраст для получения мер социальной поддержки: для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет.
По данным Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров по состоянию на начало 2023 года равен 20041,83 руб. при прожиточном минимуме на душу населения в Городе Томске - 14220 руб., пенсионеры - 12230 руб. ( Администрации Томской области от 20.12.2022 N 587а).
По данным Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров по состоянию на начало 2024 года равен 24818 руб. при прожиточном минимуме на душу населения в Городе Томске - 14803 руб., пенсионеры - 12731 руб. ( Администрации Томской области от 20.09.2023 N 431а).
Постоянное повышение цен на продукты питания, промышленные товары, медикаменты, рост оплаты за жилье и коммунальные услуги значительно затрудняют пожилым людям, особенно одиноко проживающим, производить жизненно необходимые приобретения, в том числе лекарственные препараты и лечение.
Таблица 1
Назначение адресной единовременной материальной
помощи за счет городского бюджета
Виды помощи | Количество человек 2022 | Сумма (руб.) 2022 | Количество человек 2023 | Сумма (руб.) 2023 |
Зубопротезирование | 1348 | 4031,3 | 1474 | 4545,2 |
Помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации | 773 | 3619,2 | 780 | 3419,5 |
Установка бытовых электрических, газовых плит | 220 | 1540,0 | 190 | 1330,0 |
Другие виды помощи | 282 | 14226,2 | 286 | 14159,9 |
ИТОГО | 2623 | 23416,7 | 2730 | 23454,6 |
Основная целевая аудитория настоящей подпрограммы включает в себя граждан старшего поколения (мужчины, достигшие возраста 60 лет, женщины, достигшие возраста 55 лет).
Неустойчивое материальное положение, неудовлетворительное состояние здоровья, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.
Ежегодно с 2015 года гражданам оказывается единовременная социальная (материальная) помощь в виде: материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социальной (материальной) помощи на зубопротезирование гражданам, достигшим возраста 60 (для мужчин) и 55 лет (для женщин). В 2022 году такую помощь получили 2623 человека в общем размере 23416,7 тыс. руб. (в 2021 году - 2677 чел., объем финансирования - 23483,2 тыс. руб., в 2020 году - 2744 чел., объем финансирования за счет муниципального образования "Города Томска" - 24421,9 тыс. руб.), в 2023 году - 2730 человек на сумму 23602,0 тыс. руб. Материальная помощь в трудной жизненной ситуации предоставляется гражданам в основном на лечение (операции, дорогостоящие лекарства) и улучшение жилищно-бытовых условий (ремонт, бытовая техника, мебель).