Действующий

Об одобрении прогноза социально-экономического развития Томской области на 2023 год и на плановый период 2024 - 2025 годов (с изменениями на 17 марта 2023 года)

4.7. Рынок товаров и услуг


Розничная торговля


Оборот розничной торговли по итогам 2021 года составил 209,9 млрд рублей, ИФО - 112,9% (в России - 107,8%). При этом товарооборот продовольственных товаров вырос на 11,8%, непродовольственных товаров - на 14,0%.

Доля сегмента непродовольственных товаров (51,7%) в обороте розничной торговли, как и в предыдущий период (по итогам 2020 года), превышает объем продаж пищевых продуктов (48,3%), однако отмечается тенденция ежегодного увеличения доли продовольственных товаров, что является признаком изменения потребительского поведения. Ежегодное сокращение реальных располагаемых доходов населения и ограничений из-за пандемии привели к усилению тренда на экономию, который проявлялся в переходе на более дешевые продукты, отказе  от импульсивных покупок, сокращении частоты посещения торговых объектов.

По формам проявления организаций динамика оборота розничной торговли по итогам 2021 года варьируется от падения на 62,4% до роста на 9,7%:

по субъектам среднего предпринимательства снижение оборота на 62,4%  (доля - 0,9%);

по розничным рынкам и ярмаркам снижение оборота на 0,3% (доля в общем обороте розничной торговли 3,5%);

по индивидуальным предпринимателям, реализующим товары вне рынка, рост на 6,7% (доля - 14,9%);

по малым предприятиям рост на 9,7% (доля - 20,0%);

по крупным организациям рост на 7,4% (доля - 60,7%).

Рост розничного товарооборота по крупным и средним организациям обусловлен в первую очередь наращиванием доли торговых сетей за счет реализации программ развития: "Пятерочка", ГК "Лама", "Магнит", "Мария-РА". Доля оборота розничной торговли по торговым сетям повысилась с 47,8% в 2020 году до 49,0%  в 2021 году.

Доля торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка, в структуре оборота розничной торговли Томской области за год увеличилась на 0,4 п.п. и составила 96,7%.

По данным Томскстата, в 2021 году на онлайн-продажи пришлось 5,6% оборота розничной торговли (11754,3 млн рублей), что аналогично уровню 2020 года. Оборот электронной коммерции за год увеличился на 19,7% в действующих ценах, чему во многом способствовала пандемия коронавируса COVID-19 (люди стали более активно пользоваться заказами товаров в сети Интернет). В регионе торговые организации предлагают самостоятельные службы доставки или доставки через вспомогательные сервисы, в том числе торговые сети "Ярче", "Лента" и "Метро", магазин "Калина Малина", магазин от сыроварни "Вкус сыра" и др.

Негативное влияние эпидемиологической ситуации, связанной  с распространением коронавирусной инфекции, а также падение денежных доходов населения сохранилось и в 1-м квартале 2022 года. Вместе с этим на фоне низкой базы 2021 года отмечался рост оборота розничной торговли. В марте 2022 года на фоне ажиотажного спроса населения на некоторые категории товаров наблюдался значительный рост оборота розничной торговли, который к концу 1-го квартала  2022 года составил 118,6%.

По итогам 2022 года прогнозируется сохранение положительной динамики оборота розничной торговли, при снижении темпов его роста до 100,3% к уровню прошлого года в сопоставимых ценах. Сдерживающим фактором формирования динамики розничной торговли будет являться дефицит платежеспособного спроса и низкая потребительская активность ввиду высоких темпов инфляции и снижения реальных располагаемых доходов населения. В Российской Федерации оценочный уровень показателя по итогам 2022 года составляет 93,9%.

По мере завершения подстройки производственно-логистических цепочек  в условиях внешнего санкционного давления в будущих периодах, стабилизации курса рубля и снижения уровня инфляции можно ожидать постепенное восстановление потребительской активности и стабильного роста розничного товарооборота. Согласно сценарным условиям в 2023 - 2025 годах базовый вариант прогноза предусматривает положительную динамику реальных располагаемых доходов населения и снижение темпов инфляции, что окажет поддержку обороту розничной торговли. В результате будет наблюдаться рост оборота розничной торговли с последующим ежегодным увеличением темпов до уровня 3,2% в 2025 году в базовом варианте. В целевом варианте прогноза ИФО оборота розничной торговли к 2025 году достигнет 103,4%.

В консервативном варианте прогноза 2023 - 2025 годов ожидаемые темпы  роста - от 99,9% до 101,8%. Сокращение или более низкие темпы роста по сравнению  с базовым сценарием будут обусловлены изменением структуры потребления населения с низкими доходами в сторону более доступных (дешевых) продуктов.

Платные услуги


Населению Томской области в 2021 году оказано платных услуг на сумму 52952,6 млн рублей, что в сопоставимых ценах к предыдущему году составило 97,9% (в России - 116,7%).

Более 80% объема платных услуг населению формируют коммунальные услуги (их доля - 29,8%), услуги телекоммуникационные (15,9%), бытовые (10,1%), транспортные (5,5%), медицинские (14,1%) и образовательные услуги (7,5%). Из них почти во всех сферах наблюдались положительные темпы роста, в том числе в сфере медицинских услуг - 105,9%, коммунальных услуг - 108,3%, бытовых услуг - 107,7%, образовательных услуг - 101,6%.

Наиболее значимые сокращения отмечаются:

- по жилищным услугам (на 24,8%);

- по услугам гостиниц и аналогичных мест размещения (на 28,9%);

- по телекоммуникационным услугам (на 2,6%).

По итогам 2022 года прогнозируется сохранение положительной динамики объема платных услуг. Оценочный индекс физического объема составляет 102,0%  к уровню прошлого года в сопоставимых ценах. Сдерживающим фактором темпов роста объема платных услуг будет являться дефицит платежеспособного спроса и низкая потребительская активность ввиду высоких темпов инфляции и снижения реальных располагаемых доходов населения. В Российской Федерации оценочный уровень показателя по итогам 2022 года составляет 99,0%.

До 2025 года в структуре платных услуг изменения будут незначительны. Вариативность прогноза будет обеспечена уровнем восстановления потребительской активности и развития следующих факторов:

укрепление российской экономики на фоне реализации комплекса мер по стабилизации ситуации;

улучшение эпидемиологической обстановки;