Действующий

Об одобрении прогноза социально-экономического развития Томской области на 2023 год и на плановый период 2024 - 2025 годов (с изменениями на 17 марта 2023 года)


2. Оценка факторов и ограничений экономического роста
и направления социально-экономического развития Томской
области в 2022 году и на плановый период 2023 - 2025 годов


Оценка факторов и ограничений

В первые два месяца 2022 года в российской экономике сохранялись позитивные тенденции, характерные для второй половины 2021 года. Аналогичная восстановительная ситуация наблюдалась и по основным сферам экономического развития Томской области.

Вместе с тем с конца февраля 2022 года внешние условия функционирования российской экономики изменились. Введенные иностранными государствами санкционные ограничения привели к усилению волатильности валютного курса, сокращению поставок импортных комплектующих, ограничению экспорта энергоресурсов. Одновременно ажиотажный спрос населения на ряд продовольственных и непродовольственных товаров в совокупности с ослаблением рубля привели к ускорению инфляции.

Очевидно, что из-за введения беспрецедентных внешних торговых и финансовых ограничений экономика России вступила в фазу структурной перестройки.

В сложившейся ситуации в целях ограничения спада экономической активности Правительством РФ на федеральном уровне оперативно были приняты антисанкционные меры поддержки бизнеса и населения, что позволило не допустить существенных падений в промышленном секторе и в сфере потребления.

На заседании президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, состоявшемся 15 марта  2022 года, был одобрен План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (далее - План), включающий в себя меры по стабилизации ситуации. Основной задачей Плана является облегчение и ускорение адаптации экономики к новым условиям.

Всего в План включено 314 мер, по состоянию на 30 августа 2022 года разработана и (или) принята вся нормативная правовая база для реализации 291 меры (по данным Минэкономразвития России).

Ключевые краткосрочные задачи, решаемые в рамках Плана:

максимальная свобода хозяйственной деятельности внутри страны - за счет сокращения избыточных процедур, продления разрешений и лицензий, уменьшения числа проверок, расширения мер налогового стимулирования, ускорения бюджетных процедур;

бесперебойная работа предприятий и выстраивание новых логистических и производственных цепочек, обеспечение компаний оборотными средствами - на это нацелена поддержка промышленности и системообразующих организаций, льготное кредитование, оптимизация и расширение программ импортозамещения, снижение стоимости логистики;

"зеленый коридор" для импорта - меры по обнулению ввозных таможенных пошлин, снятие регуляторных ограничений, разрешение параллельного импорта, оптимизация таможенных процедур, замена сертификации декларированием;

сохранение занятости за счет предотвращения закрытия производств, программ переобучения, расширения программ социального контракта и мобильности трудовых ресурсов;

отраслевые меры поддержки, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, секторе ИТ и инноваций, туризме, строительстве и ЖКХ;

стабилизация ситуации на финансовых рынках, поддержка банковской системы, обеспечение ликвидности.

Эти меры позволят не дополнить структурный кризис циклическим. Экономика сможет адаптироваться к новым условиям и перейти к восстановительному росту.

В условиях беспрецедентных внешних санкций наша страна сделала ставку на достижение технологического суверенитета. Уже определены приоритеты научно-технологического развития, консолидируются усилия государства и бизнеса по финансированию научных исследований, готовятся кадры для новой экономики. Актуальная задача - развитие технологий как фактора роста экономики, технологическое обеспечение восстановления производственных систем и создание техноэкономики.

Также проводимая Банком России денежно-кредитная политика по изменению ключевой ставки позволила сократить инфляционные ожидания по итогам первого полугодия (данные Росстата за май - июль 2022 года указывают на низкие темпы прироста потребительских цен). В Томской области в марте рост ИПЦ достиг 110,9% (к декабрю 2021 года), в апреле - 113,3%.

Важными факторами для дальнейшей динамики инфляции станут эффективность процессов импортозамещения, развитие собственных производств и создание передовых компетенций.

На региональном уровне для принятия оперативных решений распоряжением Губернатора Томской области от 04.03.2022 № 37-р создан региональный Штаб по повышению устойчивости социально-экономического развития Томской области в условиях санкций (далее - Штаб). Для более эффективного и гибкого взаимодействия сформировано 8 рабочих групп по отраслевым направлениям и сферам деятельности.

Основные задачи Штаба и рабочих групп - оперативное принятие решений по актуальным проблемам, формирование перечня задач, необходимых для включения в региональный и федеральный планы мероприятий, согласование предложений по изменению федерального и регионального законодательства, выработка мер поддержки бизнеса и населения.

В результате взаимодействия с федеральным Штабом (Рабочей группой Государственного совета Российской Федерации) Администрацией Томской области для рассмотрения на заседаниях комиссий Государственного Совета Российской Федерации направлено 75 предложений по мерам поддержки федерального уровня в условиях внешнего санкционного давления. По состоянию на 30 августа 2022 года по 2 предложениям рассмотрение завершено в связи с включением или реализацией мер на федеральном уровне, по 6 предложениям - завершено в связи с частичным учетом  в проектах на законодательном уровне, 34 предложения находятся на рассмотрении, 28 предложений отклонены.

В Томской области также разработан и решением заочного заседания Штаба по повышению устойчивости социально-экономического развития Томской области в условиях санкций (протокол № 6 от 7 апреля 2022 года) утвержден региональный План, включающий в себя 105 первоочередных мероприятий по повышению устойчивого социально-экономического развития Томской области в условиях санкций. В план включены мероприятия по разработке различных программ мер поддержки и внесения изменений в региональное законодательство, предложенные бизнес-сообществами и органами исполнительной власти. Это общесистемные мероприятия, отраслевая поддержка, поддержка системообразующих организаций, поддержка субъектов МСП, социальная поддержка и поддержка рынка труда, мониторинг и стабилизация ситуации с ценами. По всем мероприятиям, включенным в региональный план, ведется работа. По состоянию на 30 августа 2022 года 30% мероприятий, включенных в план, выполнены, остальные находятся на стадии реализации.

По итогам работы Штаба и рабочих групп в 2022 году стартовала реализация следующих региональных финансовых мер поддержки:

субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным системообразующими организациями Томской области (в сфере обрабатывающей и пищевой промышленности), на 2022 год выделено 70,0 млн рублей средств областного бюджета;

возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам на нужды сельхозтоваропроизводителей и переработчиков пищевого сырья, на 2022 год дополнительно выделено 21,6 млн рублей средств областного бюджета;

возмещение затрат на покупку нового оборудования, на 2022 год дополнительно выделено 7,7 млн рублей средств областного бюджета.

На региональном уровне продолжают действовать принятые ранее меры по снижению налоговой нагрузки на бизнес (пониженные ставки налога по УСН, оптимальная стоимость патента, действует режим для самозанятых, в дополнение  к федеральной мере в текущем году продлены сроки уплаты по УСН для отдельных видов деятельности), по поддержке малого бизнеса (докапитализированы региональные микрофинансовые организации и гарантийный фонд Томской области; действует программа поддержки стартующего бизнеса; грантовая поддержка социальных предпринимателей и молодежного предпринимательства и пр.).

Сценарии и направления развития